Действующий

Об утверждении методики оценки платежеспособности и качества управления финансами муниципальных районов (городских округов) Республики Саха (Якутия) (с изменениями на 18 апреля 2023 года)



Блок 1. "Оценка платежеспособности муниципальных образований"


В данном блоке оценивается способность муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обслуживать существующие долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Показатели отражают как текущую платежеспособность муниципальных образований Республики Саха (Якутия), так и их финансовый потенциал.


Показатель Р1 "Просроченная кредиторская задолженность муниципальных образований"


Показатель отражает относительный объем просроченной кредиторской задолженности бюджета муниципального образования. Наличие просроченной кредиторской задолженности косвенно свидетельствует о недостаточной платежеспособности. В случае обращения кредиторов в суд и вынесения положительных для них судебных решений орган местного самоуправления будет вынужден погашать задолженность, что приведет к снижению ликвидности.


Показатель Р2 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда и начислениям на оплату труда",


Показатель Р3 "Просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг"


Данные показатели характеризуют просроченную кредиторскую задолженность муниципальных учреждений муниципальных образований. Наличие данных задолженностей свидетельствует о том, что при всех равных условиях муниципальное образование будет вынуждено в первую очередь нести расходы по погашению данных задолженностей. Данная ситуация оказывает негативное влияние на уровень платежеспособности.


Показатель Р4 "Отношение муниципального долга (без учета муниципальных гарантий) к доходам бюджета"


Для расчета данного показателя под долгом муниципального образования понимаются долговые обязательства муниципального образования Республики Саха (Якутия) перед сторонними кредиторами, по которым муниципальное образование выступает заемщиком. Долговые обязательства муниципального образования составляют обязательства по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций. В объем муниципального долга для целей расчета данного показателя не включаются муниципальные гарантии. Для расчета значения данного показателя рассчитывается сумма объемов действующих долговых обязательств. Далее полученное значение относится к общей сумме доходов бюджета без учета субвенций из регионального бюджета. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств.


Показатель Р5 "Отношение объема выданных муниципальных гарантий к доходам бюджета"


Показатель отражает практику ограничения муниципальным образованием объема выдаваемых муниципальных гарантий. Муниципальные гарантии являются условными долговыми обязательствами, необходимость выплат по которым определяется финансовым состоянием заемщика, в обеспечение исполнения обязательств которого выдана муниципальная гарантия. В силу специфики муниципальных гарантий как обязательств для объема действующих муниципальных гарантий необходимо устанавливать отдельное ограничение, закрепляемое нормативно-правовым актом. В обратном случае возникает риск увеличения муниципального долга в отсутствие долгосрочных ограничений на объем выданных муниципальных гарантий, кроме установленных федеральным законодательством. В этой ситуации возникает риск необходимости масштабных выплат по действующим договорам о предоставлении муниципальных гарантий в результате ухудшения финансового состояния всех получателей муниципальных гарантий (принципал) и их неспособности обслуживать гарантированные обязательства. Значительные выплаты по муниципальным гарантиям, особенно в пределах текущего финансового года, способны серьезно ухудшить финансовое состояние муниципального образования.


Показатель Р6 "Отношение просроченных обязательств к доходам бюджета"


Данный показатель отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования. При этом долговые обязательства муниципального образования дифференцируются по типам кредиторов: отдельно рассматриваются обязательства перед сторонними кредиторами и обязательства перед бюджетами других уровней - выданные им кредиты, а также гарантии муниципального образования по долговым обязательствам третьих лиц перед бюджетами других уровней. Наличие просроченных обязательств перед сторонними кредиторами характеризует низкую платежеспособность, так как все доходы муниципального образования будут направлены на погашение данной задолженности.


Показатель Р7 "Доля прочих расходов местного бюджета за исключением первоочередных расходов в общем объеме расходов бюджета"


Значительная доля социально значимых расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. Сокращение доходов бюджета муниципального образования приведет к необходимости решения вопроса: снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства.