Поддержание и ввод рабочих мест, обеспечиваемых выполнением программных мероприятий в производственной сфере
N п/п | Наименование показателей | Ед. изм. | 2003 г. | 2005 г. | 2010 г. |
1. | Численность работающих в ЛПК (полный круг), всего | чел. | 21146 | 22011 | 30974 |
в том числе: | |||||
1.1. | - численность промышленно- производственного персонала из них: Лесозаготовительные предприятия | чел. чел. | 20731 11045 | 21579 11314 | 30367 14748 |
1.2. | - деревообрабатывающие предприятия | чел. | 9111 | 9719 | 13113 |
1.2.1. | из них - лесопильное производство | чел. | 2993 | 3412 | 4357 |
1.2.2. | - производство строительных деталей из древесины и плит на древесной основе | чел. | 569 | 1334 | 3057 |
1.2.3. | - производство фанеры клееной | чел. | 3916 | 4045 | 4656 |
1.3. | - целлюлозно-бумажные и лесохимические предприятия | чел. | 575 | 546 | 2506 |
2. | Ввод новых рабочих мест, всего | ед. | - | 2848<*> | 6304<**> |
2.1. | в том числе: - лесозаготовительные предприятия | ед. | - | 729<*> | 1893<**> |
2.2. | - деревообрабатывающие предприятия | ед. | - | 2081<*> | 2451<**> |
2.2.1. | из них - лесопильное производство | ед. | - | 799<*> | 567<**> |
- производство строительных деталей из древесины и плит на древесной основе | ед. | - | 553<*> | 1526<**> | |
2.2.3. | - производство фанеры клееной | ед. | - | 59<*> | 226<**> |
2.2.4. | - производство мебели | ед. | - | 62<*> | 132<**> |
2.3. | - целлюлозно-бумажные и лесохимические предприятия | ед. | - | 38<*> | 1960<**> |
-----------------------------------
<*> - За период 2004-2005 гг.;
<**> - За период 2006-2010 гг.
Расчетные материалы по балансам рабочих мест в основных производствах приведены в приложении N 10.
Решение проблемы повышения уровня занятости в Программе обеспечивается созданием к 2010 г. на действующих и вновь вводимых в эксплуатацию производствах 9152 новых рабочих места, в том числе в: лесозаготовительной промышленности - 2622, деревообрабатывающей - 4532, и в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности - 1998 рабочих мест.
Это позволит улучшить занятость населения, в первую очередь, в районах с наиболее ее низким уровнем: в Буйском, Галичском, Нейском, Солигаличском, Чухломском, Шарьинском, Макарьевском, Мантуровском и ряде других районов области.
Поддержание эффективной занятости населения в лесопромышленном комплексе также обеспечивается программными мероприятиями по развитию малого предпринимательства. В программе определены зоны приоритетности развития малого предпринимательства по регионам и по видам производств. За счет развития малого предпринимательства в лесопромышленном производстве будет создано около тысячи рабочих мест.
Система программных мероприятий по развитию лесопромышленного производства разработана таким образом, что не потребует массового переселения высвобождаемых работников с ликвидированных и обанкротившихся предприятий в новые регионы, а высвобождаемые работники будут трудоустроены, в основном, на месте, в т.ч. частично на базе реорганизованных предприятий, прошедших процедуру банкротства. Это позволит ослабить напряженную ситуацию с занятостью в монопрофильных населенных пунктах с градообразующими предприятиями лесного комплекса, перечень которых приведен в приложении N 9.
С учетом всего комплекса программных мероприятий численность работающих в лесопромышленном комплексе области в 2010 году возрастет до 31 тыс. чел., что составит к уровню 2003 года 146,4%. Численность промышленно-производственного персонала возрастет в лесозаготовительной промышленности до 14,7 тыс. чел. (33,5%); в деревообрабатывающей промышленности до 13,1 тыс. чел. (43,9%); в целлюлозно-бумажной промышленности до 2,5 тыс. чел, или в 4,3 раза.
Сохранению и поддержанию подлежат рабочие места на действующих предприятиях, продолжающих и наращивающих выпуск традиционной для них лесопродукции. На данных производствах, в основном не планируется рост численности работающих, в связи с необходимостью увеличения объемов выпуска продукции, с учетом повышения производительности труда, которая была резко снижена в предшествующие годы.
Производственные мероприятия, обеспечивающие сохранение действующих и создание новых рабочих мест, в Программе дополняются системой организационных мероприятий (табл. 8.2), реализация которых возлагается на администрации области и муниципальных образований, некоммерческое партнерство "Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Костромской области", обком профсоюза работников лесных отраслей и другие организации. Эти мероприятия касаются, в первую очередь, вопросов обеспечения новых рабочих мест квалифицированными кадрами, развития социального партнерства, обеспечения притока молодежи в отрасль, оказания содействия в строительстве жилья для вновь привлекаемых в производство рабочих и специалистов, укрепления учебной и материальной базы учебных заведений начального и среднего специального образования области и другие меры.
Основные затраты на проведение организационных мероприятий в социально-трудовой сфере на период 2004-2010 гг. составят за весь период реализации Программы 453 млн. руб.
Финансирование затрат на программные мероприятия в социально-трудовой сфере предусматриваются из следующих источников:
- на создание новых рабочих мест из собственных и заемных средств в соответствии с планом финансирования программных мероприятий в производственной сфере;
- на содействие развитию предпринимательской деятельности - из фонда занятости - 25% и 75% - собственные средства предпринимателей;
- на подготовку рабочих кадров по основным профессиям - на 90% за счет средств предприятий;
- на укрепление материальной базы учебных заведений в равных долях за счет средств предприятий и бюджетных средств;
- на переподготовку высвобождаемых работников - 75% из фонда занятости - и 25% из средств предприятий;
- на новое жилищное строительство в равных долях за счет средств предприятий, бюджета и работников;
- на выдачу пособий и других социальных выплат - 80% из фонда занятости и 20% из средств предприятий.
Увеличение объемов выпуска промышленной продукции в результате реализации программы в большей степени, чем увеличение численности промышленно-производственного персонала создают реальную возможность к увеличению среднемесячной заработной платы в 5,5 раза. При этом доля расходов на оплату труда в составе затрат на производство и реализацию продукцию возрастет в 2010 году до 20% при 18% в 2003 году. Опережающие темпы роста среднемесячной заработной платы по отношению к производительности труда позволят снизить уровень межотраслевой дифференциации в оплате труда.
В ходе реализации Программы предстоит завершить передачу жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения на балансы органам местного самоуправления. Реализация Программы и улучшение финансово-экономического положения лесопромышленных предприятий позволит формировать достаточные налоговые отчисления в местные бюджеты для финансирования расходов на содержание социальной сферы.