В настоящее время, когда в лесопромышленном комплексе Костромской области наметились определенные тенденции к стабилизации производства и постепенному выходу из затяжного структурного и финансового кризиса, вопросы государственной поддержки лесопромышленных предприятий продолжают оставаться весьма актуальными.
Реализация мер государственной поддержки проводится в тесном взаимодействии на федеральном, региональном и местном уровнях исполнительной и законодательной власти.
Администрация Костромской области в установленном порядке формирует предложения по совершенствованию законодательной базы и нормативных документов, касающихся выработки эффективной лесной политики как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях управления.
На федеральном уровне должен быть решен ряд общеэкономических задач, способствующих развитию лесопромышленного комплекса Костромской области:
1. Для улучшения инвестиционного климата и проведения эффективной инновационной политики в лесопромышленном комплексе требуется:
- предусматривать ежегодное выделение лесопромышленному комплексу на условиях платности и возвратности бюджетные средства для поддержки и развития лизинговой деятельности, позволяющие увеличить поставки в отрасль отечественной лесозаготовительной техники и деревообрабатывающего оборудования;
- содействовать получению через ОАО "Российский банк развития" средств на возвратной основе для финансирования высокоэффективных проектов в приоритетных направлениях промышленной и структурной политики в лесопромышленном комплексе, в том числе по увеличению поставок продукции с высокой добавленной стоимостью на экспорт;
- содействовать привлечению в лесопромышленный комплекс крупных инвестиций для строительства объектов переработки лиственной древесины в конкурентоспособную продукцию, включая проведение международных тендеров по конкретным приоритетным проектам;
- предусматривать включение в ежегодные проекты законов о федеральном бюджете на 2005 год и последующие годы статьи расходов на финансирование НИОКР по перспективным направлениям развития техники и технологий и совершенствованию нормативной базы лесопромышленного производства;
- развивать бухгалтерский учет и отчетность в направлении повышения прозрачности бизнеса в соответствии с мировыми стандартами и требованиями инвесторов;
- усовершенствовать законодательную и нормативную базу по передаче лесного фонда в долгосрочную аренду, создав определенные преференции лесопользователям, имеющим достаточные мощности по переработке древесного сырья;
- ускорить возврат НДС при инвестировании средств внутри Российской Федерации.
2. Для повышения эффективности экспортно-импортной деятельности:
- продолжить последовательную отмену вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки и поэтапному их увеличению на отдельные виды круглых лесоматериалов;
- решить вопрос об отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование, запасные части, узлы и механизмы для лесопромышленных предприятий, аналоги которых не выпускаются в Российской Федерации;
- подготовить предложения по увеличению таможенных пошлин на импорт мебели, обеспечивающих защиту отечественных производителей;
- решить организационные вопросы по обеспечению своевременного возврата НДС на отгруженную на экспорт лесобумажную продукцию;
- разработать предложения по мерам тарифного и антимонопольного нетарифного регулирования экспортно-импортной деятельности в лесопромышленном комплексе, способствующие адаптации лесного сектора к работе в условиях вступления Российской Федерации в ВТО.
3. В целях совершенствования экономических отношений с лесным хозяйством необходимо решить вопросы:
- введения лицензирования отдельных видов лесопользования, включая заготовку древесины с передачей функций лицензирования субъектам Российской Федерации;
- обеспечить приоритеты в передаче лесного фонда в долгосрочную аренду (концессию) лесопромышленным предприятиям, осуществляющим на постоянной основе лесозаготовку и переработку древесины, имеющим мощности по переработке древесины;
- установления льгот лесозаготовителям, осуществляющим заготовку и переработку низкокачественной и мягколиственной древесины и лесосечных отходов;
- обеспечения преемственности в управлении лесным хозяйством на территориях при проведении административной реформы, включая вопросы управления лесами, находящимися в пользовании сельскохозяйственных организаций;
- определения общефедеральных правил и порядка изъятия, учета, хранения и реализации незаконно заготовленной древесины.
- обеспечения полноты и достоверности статистической информации по объемам заготовки, вывозки и переработки древесины.
4. В целях совершенствования финансовых отношений с бюджетом необходимо решить вопросы в части:
- включения в ежегодные проекты законов о федеральном бюджете на 2005 и последующие годы статьи расходов о возмещении предприятиям лесопромышленного комплекса части затрат на уплату процентов по кредитам в российских кредитных организациях для создания межсезонных запасов древесины, сырья и горюче-смазочных материалов;
- проведения реструктуризации задолженностей лесопромышленных предприятий во внебюджетные фонды;