Одной из основных причин, обусловивших спад производства, явилось разрушение системы управления лесным комплексом на федеральном и региональном уровнях. В ходе рыночных преобразований были ликвидированы территориально-производственные объединения, через которые осуществлялась региональная государственная политика управления лесопромышленным комплексом.
Произошел развал институциональной структуры производства с образованием заведомо слабых отдельно хозяйствующих субъектов. В результате поспешной приватизации в лесном секторе России сформировалась "мнимая" конкурентная среда вследствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка.
С целью исключения негативных последствий ускоренной приватизации и восстановления управляемости лесопромышленным комплексом, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 21 декабря 1993 года N 1311 "Об учреждении лесопромышленных холдинговых компаний" путем внесения в их уставные капиталы оставшихся в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ. В результате выполнения Постановления в 1994 г. в России создано 47 компаний, из них 4 - в Костромской области: "Буйлеспром", "Неялес", "Мантуроволес" и "Шарьядрев".
Таким образом, Правительство РФ сделало попытку объединить в холдинговые компании большинство крупных и средних лесозаготовительных предприятий. В ситуации, кода в холдинги были переданы оставшиеся в государственной собственности малые пакеты акций, требовалась большая работа по их наращиванию до контрольных, что не было сделано. Во многих регионах, как и в Костромской области, такие формально созданные холдинги прекратили свое существование.
Активизация интеграционных процессов отмечается с 1996 года, когда во всех отраслях лесного комплекса стал резко ощущаться дефицит древесного сырья в связи с более высоким спадом объемов лесозаготовок и увеличившимся вывозом круглого леса на экспорт. Чтобы обеспечить перерабатывающие предприятия стабильными поставками древесного сырья, главным менеджерам стали понятны основные преимущества вертикальной интеграции по технологической цепочке. По их инициативе и по инициативе собственников перерабатывающих предприятий стали создаваться новые региональные интегрированные корпоративные структуры. (табл. 9.1).