Объем мирового потребления мяса в 2017 г., согласно прогнозам, составит 326,5 млн. тонн, что на 46% превышает показатель 2000 г. При этом наиболее крупным сегментом мирового рынка мясосырья останется свинина (38% совокупного мирового потребления в 2017 г.). Наиболее быстрорастущим сегментом рынка мясосырья будет птица: среднегодовой темп роста потребления в период с 2000 г. по 2017 г. составит 2,9%, тогда как для говядины данный показатель будет находиться на уровне 1,8%, для свинины - 2,0%.
Структура мирового экспорта отличается от структуры потребления мяса в мире. Так, наиболее крупным сегментом мировой торговли мясом в натуральном выражении является мясо птицы (48% совокупного мирового экспорта в 2007 г.), а в стоимостном - говядина (37% совокупного мирового экспорта).
В целом, на структуру мировой торговли и конкурентоспособность компаний на мировом рынке мясосырья оказывают влияние государственная поддержка и инструменты государственного регулирования внутреннего производства, импорта и экспорта мяса - субсидии производителям, антидемпинговые меры, квотирование импорта и проч. В частности, доля государственных субсидий в совокупном объеме продаж мяса в 2006 г. в ЕС составили 34%, в США - 20%. В России данный показатель в 2006 г. находился на уровне 6%.
Повышение требований к качеству и безопасности продукции обусловливает активный прирост инвестиций в новые технологии и совершенствование производственного процесса. Одним из ключевых факторов, влияющих на данный процесс, является ужесточение реакций стран на вспышки эпидемий среди скота и птицы, заключающиеся в установлении жестких запретов на импорт мяса из той или иной страны. В подобных условиях укрепление позиций Бразилии в качестве одного из ведущих поставщиков по всем видам мяса на мировом рынке повышает риски рынка мясосырья.
Одним из способов увеличения продуктивности в животноводстве и повышения качества продукции является развитие селекции и генетики, что, однако, требует значительных инвестиционных затрат. Так, ежегодные затраты на НИОКР у компании Tyson - одного из лидеров мирового рынка мяса составляют 1,15 млрд. долларов - 14% от оборота.
Одна из ключевых мировых тенденций в животноводстве - консолидация и укрупнение масштабов производства, что позволяет компаниям обеспечивать достижение эффекта масштаба и повышение показателей эффективности деятельности. Так, с 1989 г. по 2002 г. доля производителей свинины с годовым оборотом более 500 тыс. долларов в США выросла с 29% до 44%. С 1990 г. по 2000 г. доля производителей свинины с поголовьем более 1 000 голов в совокупном производстве в Корее увеличилась с 23% до 60%, во Франции - с 35% до 65%, в Дании - с 37% до 74%, в Испании - с 41% до 68%.
Повышению эффективности деятельности крупных компаний, работающих в промышленных масштабах, также способствует использование контрактных схем в производстве мясосырья. Так, в 2004 г. доля контрактного производства в совокупных продажах в США для сегмента КРС составила 25,3%, для свиноводства - 62,0%, для птицеводства - 94,9% (тот факт, что контрактные отношения распространены главным образом в сегментах птицы и свинины, обусловлен особенностями - прежде всего, продолжительностью производственного цикла).
Одна из ключевых тенденций на российском рынке мяса - вытеснение говядины за счет роста потребления мяса птицы и свинины. Рост потребления свинины при этом обусловлен такими факторами, как:
- увеличение доходов потребителей (расширение платежеспособного спроса);
- повышение доступности свинины в условиях роста ее предложения.
На рост потребления мяса птицы в свою очередь оказывают влияние такие факторы, как:
- высокая ценовая конкурентоспособность мяса птицы относительно других видов мяса;
- потребительские качества и удобство потребления (быстро готовится, не нужно отбивать, "стандартизированные" вкусовые качества и проч.);
- рост численности мусульманского населения.
Совокупное потребление мяса в России, согласно прогнозам, в 2012 г. составит 9,3 млн. тонн, что превышает уровень 2006 г. на 45%. Наиболее крупным сегментом российского рынка в 2012 г. будет свинина - ее доля возрастет с 34% в 2006 г. до 39%. Доля сегмента мяса птицы вырастет до 35% (по сравнению с 33% в 2006 г.), доля говядины, напротив, сократится до 26% (по сравнению с 33% в 2006 г.).
Ключевые факторы успеха на российском рынке мясосырья:
1) В области кормопроизводства и генетики:
- Наличие собственного производства кормов (контроль себестоимости);
- Вложения в НИОКР в области кормовой базы;
- Выстраивание и управление стратегическими партнерствами с ключевыми поставщиками прародительского стада;
- Вложения в НИОКР в области генетики, направленной на создание стандарта качества продукта.
2) В области производства:
- Промышленный масштаб операций;
- Высокая степень автоматизации производственных процессов (наличие современного оборудования, позволяющего добиться высокого качества продукции и снижения издержек);
- Контроль качества по всей цепочке производства и поставок;
- Использование контрактных отношений (передача доращивания на аутсорсинг).
3) В области сбыта:
- Долгосрочные партнерские отношения с переработчиками (мясоперерабатывающими заводами и комбинатами).