Сегодня перед Костромской областью стоит ряд вызовов внешней и внутренней среды, определяющих текущее и перспективное развитие АПК региона.
1) Глобализация, интеграция и повышение открытости экономики:
- Вследствие глобализации, интеграции и повышения открытости экономики международные и национальные тенденции оказывают все большее влияние на развитие АПК Костромской области.
- Конкуренция выходит за пределы административно-территориальных границ и смещается от континентов и государств к отдельным территориям. Территории конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, человеческие, бюджетные и прочие ресурсы, а также административные и политические возможности.
- Вступление России в ВТО приведет к еще большему усилению конкуренции в ряде секторов АПК, связанному с расширением присутствия иностранных компаний и импортной продукции на российском рынке. Вместе с тем конкурентоспособные предприятия АПК Костромской области смогут воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, получая новые возможности доступа на международные рынки.
- Тенденции глобализации и интеграции приводят к усилению специализации: территории фокусируются на тех отраслях и сегментах, в которых они могут быть или являются конкурентоспособными, обеспечивая свои потребности в других товарах и услугах за счет возможностей открытой торговли и свободных товарных потоков, а также эффективной системы логистики.
- Развитие процессов глобализации позволяет компаниям в полной мере использовать преимущества аутсорсинга части бизнес-процессов с целью фокуса на тех этапах отраслевой цепочки создания стоимости, в которых предприятия наиболее конкурентоспособны.
2) Влияние государства на динамику развития отраслей и рынков:
- Несмотря на тенденции повышения открытости экономики, государство остается значимым регулятором в ряде отраслей и сегментов со значительным потенциалом влияния, что особенно характерно для АПК - сектора, обеспечивающего, с одной стороны, физическое здоровье населения, с другой, - продовольственную безопасность территорий.
- Использование различных инструментов государственного влияния имеет существенный потенциал для форматирования ключевых показателей ряда сегментов АПК с точки зрения производства и рынков сбыта, изменения позиций игроков (как отдельных, так и в совокупности) отрасли.
- Ужесточение экологических стандартов и требований со стороны государства приводит к необходимости значительных дополнительных инвестиций в модернизацию агропромышленных производств.
3) Отраслевая миграция ценности:
- Мировая тенденция к смещению ценности из сельского хозяйства в пищевую промышленность побуждает игроков отрасли консолидироваться и интегрироваться в переработку. Компании, работающие в АПК, поставлены перед выбором: либо масштабное производство товаров с невысокой добавленной стоимостью (товаров commodity), либо производство "нишевых" товаров.
- Рост доли добавленной стоимости в торговле приводит к формированию "провала рынка", который требует урегулирования за счет соответствующего внешнего влияния со стороны государства и/или объединений производителей, а также развития инфраструктурных условий с целью сглаживания сезонности сельскохозяйственного производства.
- Изменение форматов торговли, приводящее к консолидации каналов продаж, стимулирует процессы интеграции в АПК и поддерживает тенденцию роста доли брендированной продукции, в том числе - в сегменте "частных марок" (private labels).
4) Формирование "новой" экономики:
- "Новая" экономика меняет представления о конкурентоспособности предприятий и территорий: определяющее значение имеют не основные фонды, а интеллектуальная собственность, инновационные технологии и человеческие ресурсы. Идет глобальная конкурентная борьба за таланты.
- Наиболее конкурентоспособными в перспективе будут территории, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, обладающие развитым научно-производственным комплексом с высоким инновационным потенциалом.
- "Новая" экономика - это экономика потребителя: именно рынки сбыта, а не производственные возможности определяют ключевые показатели современного производства. Конкурентоспособность предприятий во многом оказывается зависимой от их способности наиболее точно соответствовать потребительским представлениям и требованиям и даже опережать их.
5) Изменение потребительских предпочтений:
- Потребительские предпочтения изменяются в сторону роста спроса на удобные в потреблении, безопасные и полезные для здоровья продукты, как следствие - растут инвестиции в НИОКР на всех этапах отраслевой цепочки создания стоимости (в том числе - на этапе упаковки) и производство функциональной продукции.
- Растет интерес к возобновляемым и экологичным источникам энергии.