Среднегодовые темпы роста мирового рынка овощей (в физическом выражении) в 1991-2006 гг. составили 4,5%. При этом основной рост мирового производства овощей обеспечивается развивающимися странами: среднегодовые темпы роста рынка здесь составили 5,3%, в то время как в развитых странах данный показатель находился на уровне 1,6%.
Основными мировыми производителями овощей являются страны Азии и Океании: на их долю в 2007 г. приходилось 73% посевных площадей и 74% валового сбора. Лидером производства овощей в мире является Китай, на долю которого приходится 43% площадей и 49% производства овощей.
Рост производства овощей в мире, с одной стороны, является следствием прироста численности населения, с другой, - объясняется изменением потребительских предпочтений: пропаганда здорового образа жизни приводит к тому, что в ежедневном рационе овощи и фрукты приходят на смену протеинам и крахмалу.
Однако с ростом потребления овощей растут и требования потребителей к качественным характеристикам приобретаемой продукции. Более того, несмотря на замедление темпов экономического развития, сохраняется тенденция роста спроса на органическую овощную продукцию, прежде всего, в странах Европы.
Учитывая, что качество продукции во многом зависит от семенного материала и практикуемых агротехнологий, современные мировые производители используют не только качественные семена, но и современные системы орошения, а также автоматизируют производственные процессы, что позволяет увеличивать эффективность и качество за счет снижения затрат, сокращения времени на организацию сезонных работ и прочее.
Объем производства овощей в России в 2008 г. составил 13,0 млн. тонн. Основными регионами-производителями овощей в России являются Южный, Приволжский и Центральный ФО - на их долю в 2008 г. приходилось 30%, 22% и 21% валового сбора овощей в России соответственно.
В российском производстве, как в физическом, так и в стоимостном выражении доминируют овощи открытого грунта (96% и 80% соответственно), при этом темпы роста производства овощей закрытого грунта в стоимостном выражении более, чем в 2 раза, опережают темпы роста производства овощей открытого грунта.
Основными овощами закрытого грунта, производимыми в России, являются томаты и огурцы. В открытом грунте производятся капуста, томаты, морковь, лук, огурцы, свекла столовая и проч.
Доля личных подсобных хозяйств в совокупном производстве овощей в России стабильно составляет около 80%, однако сельскохозяйственные организации являются основными производителями овощей закрытого грунта, что обусловлено более высокими барьерами входа на данный рынок и значительными инвестиционными затратами. По этой же причине рынок овощей закрытого грунта является более консолидированным по сравнению с рынком овощей открытого грунта.
За последние несколько лет в России наблюдается положительная динамика объема потребления овощей: в 2007 г. среднедушевое потребление составило 106 кг/чел. в год по сравнению с 99 кг/чел. в 2004 г. Однако, несмотря на рост, этот показатель в 1,4 раза ниже медицинской нормы потребления и в 1,8 раз ниже уровня потребления овощей в США.
Ежегодные потребности российского рынка овощей обеспечиваются за счет внутреннего производства, запасов прошлого года и импортируемой продукции. Доля импорта на рынке овощей открытого грунта в 2007 г. составила 9% и имеет тенденцию к сокращению, тогда как на рынке овощей закрытого грунта доля импорта составила 55% и, напротив, увеличивается. Основными странами-импортерами овощей открытого грунта в Россию являются Китай и государства СНГ, овощей закрытого грунта - Турция и Китай. При этом отечественная овощная продукция превосходит импортную по качественным характеристикам (свежесть, экологичность, вкусовые параметры), однако уступает по таким критериям, как цена и функциональные параметры (в частности - лежкость).
Ключевые факторы успеха на российском рынке
1) Общие для овощей открытого и закрытого грунта:
- Доступность водных ресурсов и организация системы орошения;
- Развитие технологий ресурсосбережения;
- Качественный семенной материал и высокоэффективные сорта;
- Развитие мощностей по первичной обработке готовой продукции;
- Доступность временной рабочей силы для привлечения в "высокий сезон";
- Развитие специализированного автопарка по доставке готовой продукции;
- Доступ к каналам сбыта (сетевая розница).
2) Для овощей открытого грунта:
- Наличие мощностей по хранению готовой продукции.
3) Для овощей закрытого грунта:
- Развитие технологий энергосбережения;
- Внедрение эффективных технологий выращивания (грунтовая, малообъемная, гидропоника);
- Организация системы логистики (оперативности доставки готовой продукции).
Среди 81 субъекта Российской Федерации, занимающихся производством овощей, Костромская область занимает 45 место, среди 17 регионов ЦФО - 13 место. В 2008 г. объем производства составил 188,9 тыс. тонн (0,8% и 3,8% от совокупного объема, произведенного в России и ЦФО соответственно). При этом среди субъектов Российской Федерации, схожих с Костромской областью по почвенно-климатическим условиям, по удельному показателю производства регион занимает ведущие позиции, превышая показатели ЦФО и России в 2,6 раза и 3,0 раза соответственно.
По сравнению с 2006 г. объем производства овощей в Костромской области вырос на 9,9 тыс. тонн, при этом увеличение объемов валового сбора произошло за счет роста урожайности, в то время как посевные площади снизились.
Урожайность овощей в Костромской области в 2008 г. составила 244 ц/га, в то время как в 2006 г. данный показатель находился на уровне 233 ц/га, а в 2007 г. - 284 ц/га. При этом, данный показатель является одним из самых высоких среди регионов, схожих с областью по почвенно-климатическим условиям, уступая только Кировской и Ярославской областям и превышая средние по ЦФО и России показатели в 1,3 раза.