Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


33. Молочная промышленность

По прогнозам до 2010 г., темпы роста российского рынка молока и молочных продуктов в физическом выражении составят 1,3%.

При этом импорт на российском рынке молочных продуктов не превышает 20%, и его основная доля (как в натуральном, так и в стоимостном выражении) приходится на сыры и сливочное масло.

Основными факторами, определяющими динамику и тенденции развития российского рынка продукции молокопереработки, являются:

- рост доходов населения и изменение потребительских предпочтений, что приводит к росту потребления продукции с высокой добавленной стоимостью, в т.ч. функциональной и органической молочной продукции;

- повышение эффективности российского животноводства, стимулирующее расширение предложения качественного молокосырья и снижение ценовой волатильности на рынке сырого молока.

Несмотря на устойчивый рост потребления, среднедушевой показатель молочной продукции в России отстает от мировых показателей и находится ниже медицинской нормы. В частности, если среднедушевое потребление питьевого молока в мире составляет 112-182 кг/чел./год, то в России - 64,0 кг/чел./год. Аналогичная ситуация характерна и для сыров: в мире среднедушевое потребление сыров составляет 18-29 кг/чел./год, в России - 4,6 кг/чел./год.

Наиболее крупным сегментом российского рынка молочной продукции (в физическом выражении) является цельно- и кисломолочная продукция - ее доля на внутреннем молочном рынке в 2007 г. составила 29%. При этом физический объем рынка цельно- и кисломолочной продукции растет медленнее розничных продаж, что обусловлено ростом цен на молокосырье и смещением спроса в пользу продукции с более высокой добавленной стоимостью.

В свою очередь крупнейшие сегменты рынка цельно- и кисломолочной продукции - молоко, кефир, сметана и йогурты, однако наиболее высокие темпы роста демонстрируют питьевые йогурты, молоко с соком и ароматизированное молоко, а также творог.

Доля сыров в структуре российского рынка в физическом выражении составляет менее 2%, однако, с точки зрения структуры рынка в стоимостном выражении сыры представляют собой один из ключевых сегментов.

Также как и рынок молочной продукции в целом, российский рынок сыров в стоимостном выражении растет быстрее, чем в физическом, при этом более 50% рынка приходится на натуральные сыры. Снижение физического объема рынка в 2006 г. было обусловлено, с одной стороны, ограничением на ввоз сыров из Украины с целью прекращения поставок некачественной продукции, с другой, - повышением таможенных пошлин на часть сыров, ввозимых из стран Дальнего Зарубежья.

Доля импорта на внутреннем рынке составляет, в среднем, 40% (за период 2003-2006 гг.), при этом, 95% совокупного объема импорта в Россию составляют натуральные сыры из бывших республик СССР (Белоруссия, Литва, Украина), а также стран Западной и Восточной Европы (Германия, Польша). Доля плавленых сыров в совокупном объеме импорта сыров в Россию составляет 5%, и основным поставщиком выступает Финляндия.

В свою очередь, из России экспортируются преимущественно плавленые сыры (85% от совокупного объема экспорта в 2006 г., составившего 5,5 тыс. тонн), при этом основная часть экспорта приходится на страны СНГ - Казахстан, Украину, Азербайджан и проч.

В целом, среднегодовые темпы роста внутреннего рынка (с учетом импорта и экспорта) в 2003-2006 гг. составили 7% и, по прогнозам, до 2013 г. объем российского рынка сыров будет расти, в среднем, на 8% в год.

Наиболее крупным рынком сбыта сыров (как в натуральном, так и в стоимостном выражении) является ЦФО: в 2006 г. объем рынка округа составил 220,3 тыс. тонн сыров.

Наиболее высокая степень самообеспеченности сырами характерна для Приволжского и Сибирского ФО, в то время как в ЦФО спрос на сыр удовлетворяется, в основном (на 55%), за счет импорта.

На российском рынке сыров основными каналами сбыта являются оптовые компании-дистрибьюторы, что, во многом, обусловлено следующими особенностями внутреннего рынка:

- российские производители сыров представляют собой, как правило, мелкие локальные предприятия, выпускающие малые объемы продукции с узким ассортиментом;

- для российского рынка сыров характерна значительная доля импорта, что приводит к появлению на рынке представительств иностранных производителей;

- специальные требования и условия хранения и перевозки сыров (в особенности, соблюдение температурного режима) увеличивают долю крупных операторов, специализирующихся на торговле сырами, или оптовых компаний, совмещающих продажу сыров и другой молочной продукции;

- на российском рынке доминируют сыры-дженерики.

Среди 85 субъектов Российской Федерации, занимающихся производством цельномолочной продукции, Костромская область занимает 56 место, среди 17 регионов ЦФО - 12 место. В 2007 г. объем производства цельномолочной продукции составил 54,3 тыс. тонн (0,5% и 1,4% от совокупного объема, произведенного в России и ЦФО соответственно). Среди субъектов Российской Федерации, схожих с Костромской областью по почвенно-климатическим условиям, по удельному показателю производства регион занимает устойчивые позиции, опережая Ярославскую и Нижегородскую области и опережая средний по России показатель в 1,1 раз.

Среди 86 субъектов Российской Федерации, занимающихся производством сыра твердого сычужного, Костромская область занимает 31 место, среди 17 регионов ЦФО - 2-е место. В 2008 г. объем производства сыра твердого сычужного составил 4,1 тыс. тонн. Среди соседних с Костромской областью субъектов Российской Федерации по удельному показателю производства регион занимает ведущую позицию, уступая только Ивановской области.

По сравнению с 2006 г. объем производства цельномолочной продукции в Костромской области в 2008 г. сократился на 3,8 тыс. тонн, объем производства сыров твердых сычужных, напротив, вырос на 1 тыс. тонн. Снижение объема производства цельномолочной продукции в 2008 г. было обусловлено нехваткой сырья в регионе.

В настоящее время в Костромской области работает 15 молокоперерабатывающих предприятий и 7 малых цехов по переработке молока. В 2008 г., в связи с ограниченным предложением молокосырья в регионе, производственные мощности предприятий молочной промышленности использовались, в среднем, на 59% (по переработке молока), в том числе - на 64% (по производству цельномолочной продукции) и на 50% (по производству сыра).

При этом уровень самообеспеченности Костромской области составляет 58,2%, а объем ввозимой в регион продукции находится на уровне 33 тыс. тонн или 17,4% от совокупного потребления.

В денежном выражении российский рынок алкоголя, оцениваемый в 37,5 млрд. долларов, занимает 2 место в мире, уступая только рынку США. В 2007 г. объем российского рынка алкоголя вырос на 11,7% по сравнению с 2006 г. При этом одна из ключевых тенденций российского алкогольного рынка заключается в изменении структуры потребления в направлении сокращения спроса на крепкие спиртные напитки - водку и ликеро-водочную продукцию - в пользу слабоалкогольных - пива и коктейлей.

По итогам 2007 г. в России выпущено на 9,9% больше водки и ликеро-водочных изделий (далее - ЛВИ), чем в 2006 г. - 131,5 млн. дал в натуральном выражении и 13 млн. долларов - в стоимостном. Примерно столько же было выпущено и в 2005 г., до внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая должна была увеличить объем легального производства. Однако 2006 г. на российском рынке водки и ЛВИ нельзя считать показательным - в этот период отрасль пережила нехватку акцизных марок и два этапа внедрения ЕГАИС, что не могло не отразиться на официальной статистике производства: в 2004-2007 гг. среднегодовые темпы роста производства водки и ЛВИ в России составили -1,0%.

В целом, российский алкогольный рынок (и, прежде всего, - сегмент крепкого алкоголя) в высокой степени подвержен влиянию различных законодательных изменений. Реализация новых законов вызывала ряд негативных тенденций на рынке, что влекло за собой остановку целого ряда российских ликеро-водочных заводов. Необходимо отметить, что, без учета различных нюансов, фундаментом современной государственной алкогольной политики в России является "антиалкоголизация", заключающаяся в стремлении сократить потребление легального, нелегального и суррогатного алкоголя.

Основным регионом-производителем водки и ЛВИ в России выступает ЦФО - на его долю в 2007 г. приходилось 36% совокупного российского объема производства соответствующей продукции, что обусловлено, прежде всего, близостью рынка сбыта и уровнем платежеспособности населения. Почти треть от объема рынка водки приходится на Москву и Московскую область, однако доля столичного региона постепенно сокращается, в то время как увеличивается доля Приволжского региона, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.