Динамику российского рынка кондитерских изделий обеспечивают несколько трендов:
- повышение требований к качеству продукции;
- интерес к вопросам здоровья;
- распространение культуры потребления снеков.
Объем продаж кондитерских изделий (шоколадной продукции, сахаристых кондитерских изделий и жевательной резинки) достиг $10 331 млн. При этом наибольшая доля на рынке принадлежит шоколадным изделиям - в первом полугодии 2008 г. она составила порядка 71% (в стоимостном выражении). Положительная динамика развития данного сегмента обусловлена предложением высококачественной продукции со стороны отечественных производителей, а также ростом популярности "шоколадных бутиков" у средне- и высокодоходных групп населения, проживающего в городах.
По прогнозам, наиболее динамично растущим сегментом российского рынка шоколадных изделий (в стоимостном выражении) в среднесрочной перспективе будут штучные шоколадные снеки. Более того, продажи в таких товарных категориях, как шоколадные плитки и фасованные конфеты значительно выросли в результате использования в качестве сбытового канала киосков - торговых точек, весьма популярных у среднего россиянина.
В целом, рост российского рынка шоколадных изделий в 2008-2013 гг. в натуральном выражении составит 41% - с 693,6 до 904,7 тыс. тонн.
По сравнению с 2007 г. объем продаж сахаристых кондитерских изделий в 2008 г. вырос на 9%, достигнув 53,6 млрд. руб. Российский рынок сахаристых кондитерских изделий развивался благодаря устойчивому экономическому росту и, соответственно, численному увеличению потребительской аудитории. Тем не менее увеличение спроса на данную товарную категорию существенно сдерживался растущей популярностью здорового образа жизни, особенно характерной для городского населения. В условиях кризиса еще одним фактором, ограничивающим дальнейший рост рынка сахаристых кондитерских изделий, будет снижение платежеспособности спроса.
На рынке сахаристых кондитерских изделий в период с 2008 г. по 2013 г. ожидается сокращение на 4% в натуральных показателях - с 415,3 до 397,6 тыс. тонн. Особенно заметное снижение спроса прогнозируется в категории твердой карамели (-12% в натуральном выражении). Категория мятных конфет и леденцов, напротив, может вырасти на 13%.
Более половины потребляемой в России кондитерской продукции в натуральном выражении приходится на мучные изделия. Рост рынка мучных изделий в 2007-2008 гг. в физическом и стоимостном выражении составил 8,9% и 27,9% соответственно. При этом в 2008 г. мучная продукция в упаковке стала пользоваться большим спросом, чем развесная: прирост сегмента составил 4% и, в итоге, данная товарная категория заняла 65% совокупного объема рынка в натуральном выражении.
В сегменте упакованных мучных изделий также произошло незначительное перераспределение. В частности, подсегмент сладкого печенья в целом в 2008 г. "потерял" 0,3% рынка в натуральном выражении и его доля составила 58,8%. Снижение также было отмечено в таких категориях, как вафельные торты и вафельные трубочки. Сегмент сухого печенья, напротив, "набрал" 1,2%, повысив свою долю до 11,6%. Аналогичная тенденция была характерна и для сегмента пакетированных вафель.
Среди 85 субъектов Российской Федерации, занимающихся производством кондитерских изделий, Костромская область занимает 57 место, среди 17 регионов ЦФО - предпоследнее, 16 место. В 2007 г. объем производства кондитерских изделий составил 5,2 тыс. тонн (0,2% и 0,5% от совокупного объема, произведенного в России и ЦФО соответственно). По удельному показателю среди регионов ЦФО Костромская область также занимает предпоследнюю строчку, опережая только Ивановскую область и отставая от показателей по России и ЦФО в 2,6 раза и 4,0 раза соответственно.
По сравнению с 2006 г. объем производства кондитерских изделий в Костромской области в 2008 г. вырос на 2,3 тыс. тонн.
Производство кондитерских изделий в Костромской области осуществляют 9 предприятий. Средняя загрузка мощностей находится на уровне 52%.