По прогнозам Международной ассоциации семеноводства, среднегодовые темпы роста мирового рынка семян до 2020 г. (в денежном выражении) составят 5,8%, что в 5 раз превышает темпы роста развития сельского хозяйства в мире, прогнозируемые Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) на уровне 1,3%.
При этом ожидается, что основной рост мирового рынка семян будет обеспечиваться повышением спроса на:
- культуры, используемые для производства биотоплива (сою, рапс и кукурузу);
- культуры, используемые для производства кормов в животноводстве, вследствие изменения потребительского спроса и роста потребления мясо-молочной продукции;
- масличные культуры - вследствие увеличения использования масел (прежде всего в фармацевтике);
- овощные культуры - вследствие изменения потребительских предпочтений и роста потребления овощей.
Мировыми компаниями-лидерами отрасли семеноводства являются крупные транснациональные корпорации - Monsanto, Dupont, Syngenta, Groupe Limargrain, Land O'Lakes, KWS AG, Bayer Crop Science: их доля на мировом рынке семенного материала в 2007 г. составила 60%.
При этом портфель крупнейших компаний отрасли отличается высокой степенью диверсификации, а деятельность более мелких компаний сфокусирована на определенных рыночных сегментах. Так, например, компании-лидеры Syngenta и Groupe Limargrain представлены по всем основным направлениям - зерновые и зернобобовые, технические, масличные, кормовые, овощебахчевые, садовые культуры, цветы, в то время как менее масштабный игрок - компания Takii - на семеноводстве овощебахчевых культур и цветов, а DLF-Trifolium - на семеноводстве кормовых культур и газонных трав.
Более того, бизнес-модели основных игроков рынка семян предполагают одновременную работу как в области семеноводства, так и в сфере средств защиты растений, что позволяет диверсифицировать риски и увеличить источники генерации доходов.
В связи с тем, что развитая научная база является одним из ключевых факторов успеха на рынке семенного материала, инвестиции на научные исследования у мировых лидеров отрасли составляют около 10% годового объема продаж.
При этом для отрасли характерны длительные сроки и значительные риски на этапе селекции и разработки новых продуктов. В частности, мировой опыт свидетельствует, что сроки разработки нового продукта в отрасли составляют, в среднем 8-12 лет, а вероятность того, что разработка выйдет на рынок, на самых первых этапах НИОКР не превышает 5%. Подобная ситуация обусловливает возможность работы на этом рынке компаний с длинным финансовым плечом.
Тем не менее именно на этапе селекции новых сортов и гибридов создается наибольшая добавленная стоимость, в связи с чем мировые компании-лидеры интегрируют в рамках своей деятельности все основные этапы отраслевой цепочки создания стоимости.
Россия, находящаяся в списке 15 ведущих стран мира по объему внутреннего рынка семян, в отличие от большинства государств-лидеров, не входит в число основных экспортеров, импортируя семенной материал на сумму в размере 190 млн. долларов.
При этом доля импортной продукции наиболее высока на рынке технических, масличных и овощных культур.
Тем не менее при прочих равных характеристиках качества, более высокий потенциал доверия сельскохозяйственных производителей к семенам российского производства формирует благоприятные условия для импортозамещения. В частности, основной причиной отказа от покупки импортных семян, помимо относительно высокой стоимости зарубежного семенного материала, является отсутствие сортов, подходящих под климатические и почвенные условия того или иного региона. Другими словами, большинство хозяйств предпочитают закупать семена местного производства у местного производителя, т.к. считают, что такие семена лучше приспособлены к климатическим и почвенным условиям конкретного района.
Однако фактор качества российского семенного материала не позволяет в полной мере реализовать данную возможность. В свою очередь, источником проблемы качества является, прежде всего, тот факт, что различные игроки отечественного рынка семян работают на разных участках отраслевой цепочки создания стоимости. В частности, ВНИИ и опытно-селекционные станции специализируются на воспроизводстве оригинальных семян и выращивании элиты, питомники - на выращивании элиты и товарных семян, производственные компании - на выращивании товарных семян и их заводской подработке. В этой ситуации большинство российских сельскохозяйственных производителей закупают семена элиты и самостоятельно получают семена первой и второй репродукций для посева в последующие годы, что существенным образом ограничивает масштаб внутреннего рынка семенного материала в России. Более того, культуры, выращиваемые преимущественно в ЛПХ (картофель, овощи), размножаются самовоспроизводством, таким образом, внутренний рынок семян этих культур фактически не сформирован.
При этом следует учитывать, что различный масштаб деятельности потребителей семян формирует разные требования к селекционной работе компаний отрасли семеноводства и организации ими дистрибуции семенного материала. В частности, в условиях расширения индустриального сельскохозяйственного производства фокус селекционной работы смещается с развития вкусовых качеств сельскохозяйственных культур на развитие их функциональных характеристик (для хранения, транспортировки и проч.), а в области торговли и логистики, как правило, осуществляется переход от системы дистрибуторов к сети представительств с более широкими, в т.ч. и сервисно-консультационными, функциями.
Ключевые факторы успеха на российском рынке
1) В области производства:
- Нишевая стратегия или стратегия продуктовой диверсификации;
- Доступ к земельным ресурсам для организации системы селекционно-семеноводческих хозяйств;
- Технологическая оснащенность.
2) В области НИОКР:
- Создание собственных селекционных достижений, доступ к селекционным достижениям других оригинаторов.
3) В области маркетинга и дистрибуции:
- Индивидуальные стратегии дистрибуции для различных типов потребителей (гибкая маркетинговая политика);
- Положительная деловая репутация.
В Костромской области основными направлениями производства семенного материала на сегодняшний день являются:
- производство семян многолетних кормовых трав;