Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

15. Семеноводство

По прогнозам Международной ассоциации семеноводства, среднегодовые темпы роста мирового рынка семян до 2020 г. (в денежном выражении) составят 5,8%, что в 5 раз превышает темпы роста развития сельского хозяйства в мире, прогнозируемые Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) на уровне 1,3%.

При этом ожидается, что основной рост мирового рынка семян будет обеспечиваться повышением спроса на:

- культуры, используемые для производства биотоплива (сою, рапс и кукурузу);

- культуры, используемые для производства кормов в животноводстве, вследствие изменения потребительского спроса и роста потребления мясо-молочной продукции;

- масличные культуры - вследствие увеличения использования масел (прежде всего в фармацевтике);

- овощные культуры - вследствие изменения потребительских предпочтений и роста потребления овощей.

Мировыми компаниями-лидерами отрасли семеноводства являются крупные транснациональные корпорации - Monsanto, Dupont, Syngenta, Groupe Limargrain, Land O'Lakes, KWS AG, Bayer Crop Science: их доля на мировом рынке семенного материала в 2007 г. составила 60%.

При этом портфель крупнейших компаний отрасли отличается высокой степенью диверсификации, а деятельность более мелких компаний сфокусирована на определенных рыночных сегментах. Так, например, компании-лидеры Syngenta и Groupe Limargrain представлены по всем основным направлениям - зерновые и зернобобовые, технические, масличные, кормовые, овощебахчевые, садовые культуры, цветы, в то время как менее масштабный игрок - компания Takii - на семеноводстве овощебахчевых культур и цветов, а DLF-Trifolium - на семеноводстве кормовых культур и газонных трав.

Более того, бизнес-модели основных игроков рынка семян предполагают одновременную работу как в области семеноводства, так и в сфере средств защиты растений, что позволяет диверсифицировать риски и увеличить источники генерации доходов.

В связи с тем, что развитая научная база является одним из ключевых факторов успеха на рынке семенного материала, инвестиции на научные исследования у мировых лидеров отрасли составляют около 10% годового объема продаж.

При этом для отрасли характерны длительные сроки и значительные риски на этапе селекции и разработки новых продуктов. В частности, мировой опыт свидетельствует, что сроки разработки нового продукта в отрасли составляют, в среднем 8-12 лет, а вероятность того, что разработка выйдет на рынок, на самых первых этапах НИОКР не превышает 5%. Подобная ситуация обусловливает возможность работы на этом рынке компаний с длинным финансовым плечом.

Тем не менее именно на этапе селекции новых сортов и гибридов создается наибольшая добавленная стоимость, в связи с чем мировые компании-лидеры интегрируют в рамках своей деятельности все основные этапы отраслевой цепочки создания стоимости.

Россия, находящаяся в списке 15 ведущих стран мира по объему внутреннего рынка семян, в отличие от большинства государств-лидеров, не входит в число основных экспортеров, импортируя семенной материал на сумму в размере 190 млн. долларов.

При этом доля импортной продукции наиболее высока на рынке технических, масличных и овощных культур.

Тем не менее при прочих равных характеристиках качества, более высокий потенциал доверия сельскохозяйственных производителей к семенам российского производства формирует благоприятные условия для импортозамещения. В частности, основной причиной отказа от покупки импортных семян, помимо относительно высокой стоимости зарубежного семенного материала, является отсутствие сортов, подходящих под климатические и почвенные условия того или иного региона. Другими словами, большинство хозяйств предпочитают закупать семена местного производства у местного производителя, т.к. считают, что такие семена лучше приспособлены к климатическим и почвенным условиям конкретного района.

Однако фактор качества российского семенного материала не позволяет в полной мере реализовать данную возможность. В свою очередь, источником проблемы качества является, прежде всего, тот факт, что различные игроки отечественного рынка семян работают на разных участках отраслевой цепочки создания стоимости. В частности, ВНИИ и опытно-селекционные станции специализируются на воспроизводстве оригинальных семян и выращивании элиты, питомники - на выращивании элиты и товарных семян, производственные компании - на выращивании товарных семян и их заводской подработке. В этой ситуации большинство российских сельскохозяйственных производителей закупают семена элиты и самостоятельно получают семена первой и второй репродукций для посева в последующие годы, что существенным образом ограничивает масштаб внутреннего рынка семенного материала в России. Более того, культуры, выращиваемые преимущественно в ЛПХ (картофель, овощи), размножаются самовоспроизводством, таким образом, внутренний рынок семян этих культур фактически не сформирован.

При этом следует учитывать, что различный масштаб деятельности потребителей семян формирует разные требования к селекционной работе компаний отрасли семеноводства и организации ими дистрибуции семенного материала. В частности, в условиях расширения индустриального сельскохозяйственного производства фокус селекционной работы смещается с развития вкусовых качеств сельскохозяйственных культур на развитие их функциональных характеристик (для хранения, транспортировки и проч.), а в области торговли и логистики, как правило, осуществляется переход от системы дистрибуторов к сети представительств с более широкими, в т.ч. и сервисно-консультационными, функциями.

Ключевые факторы успеха на российском рынке

1) В области производства:

- Нишевая стратегия или стратегия продуктовой диверсификации;

- Доступ к земельным ресурсам для организации системы селекционно-семеноводческих хозяйств;

- Технологическая оснащенность.

2) В области НИОКР:

- Создание собственных селекционных достижений, доступ к селекционным достижениям других оригинаторов.

3) В области маркетинга и дистрибуции:

- Индивидуальные стратегии дистрибуции для различных типов потребителей (гибкая маркетинговая политика);

- Положительная деловая репутация.

В Костромской области основными направлениями производства семенного материала на сегодняшний день являются:

- производство семян многолетних кормовых трав;