Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


10. Финансовые инструменты поддержки производителей продукции АПК Костромской области

Начиная с 2006 г. организации АПК Костромской области ежегодно увеличивают объемы привлечения кредитных ресурсов. В частности, в 2008 г. сумма краткосрочных кредитов, привлеченных организациями АПК региона, на 1 га убранной площади составила 4,8 тыс. руб., что в 2,5 раза превышает показатель 2006 г. Темпы роста инвестиционных кредитов еще выше: если в 2006 г. сумма привлеченных кредитов на 1 га убранной площади составила 0,8 тыс. руб., то в 2008 г. в 5,6 раз больше - 4,5 тыс. руб.

Тем не менее в связи с осложнением ситуации на мировом и, как следствие, российском финансовом рынке, тенденция постоянного увеличения показателей привлечения кредитов сельскохозяйственными организациями области нарушается. Так, на 1 октября 2009 г. было взято кредитов на сумму 776,6 млрд. руб., тогда как в 2008 г. за аналогичный период было привлечено кредитных средств на сумму 1 532,0 млрд. руб.

Кроме того, даже в период относительно высоких темпов роста сумм кредитов, данные средства приходились в основном на крупные предприятия наиболее развитых районов. Неудовлетворительное финансовое положение большинства предприятий (как уже упоминалось выше, 56,4% предприятий области в 2008 г. получили убыток), ограниченная залоговая база и база поручителей, а также наличие задолженности по налогам осложняют привлечение большинством средних и мелких сельскохозяйственных производителей кредитов коммерческих банков. Так, в течение последних 3-х лет кредитные ресурсы не привлекали организации АПК, работающие на территории муниципальных районов с невысоким уровнем развития сельского хозяйства, - Вохомского, Кологривского, Нейского, Октябрьского, Чухломского районов Костромской области.

По состоянию на 1 января 2009 г. только 56 предприятий области (17% их совокупного количества) имеют возможность уплачивать текущие платежи, 97 организаций (29%) участвуют в программе финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ и своевременно уплачивают текущие платежи. В 2008 г. 66 предприятий (19%) стали своевременно уплачивать текущие платежи, но имеют просроченную кредиторскую задолженность. Однако самую многочисленную группу составляют 142 предприятия области (42%) с просроченной кредиторской задолженностью, не имеющие возможности своевременно оплачивать текущие платежи.

Долгосрочные и краткосрочные обязательства сельскохозяйственных организаций Костромской области на 1 января 2009 г. составили 2,9 млрд. руб., из них кредиторская задолженность - 1,2 млрд. руб., демонстрирующая снижение по сравнению с началом 2008 г. на 11,1%. По налогам и сборам задолженность составила 0,4 млрд. руб., во внебюджетные фонды - 0,3 млрд. руб. Дебиторская задолженность, напротив, увеличилась на 62,6% в 2008 г. по сравнению с 2006 г.

Из федерального бюджета государственная поддержка организаций АПК Костромской области осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". В рамках данной программы предусмотрено предоставление субсидий:

- на поддержку племенного животноводства;

- на элитное семеноводство;

- на развитие производства льна;

- на компенсацию части затрат на средства химизации;

- на распашку залежных земель;

- на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур;

- на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам (краткосрочные - до 1 года, инвестиционные - до 8 лет, на приобретение техники - до 10 лет, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, - до 8 лет).

Фактическое финансирование за счет средств федерального бюджета (с федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года") в 2008 г. составило 286 млн. руб., тогда как в 2006 г. сумма субсидий составляла 83 млн. руб.

Увеличение объема субсидирования произошло по всем направлениям, исключение составляют отдельные направления ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года", а именно - уменьшилась сумма субсидий на газификацию, жилищное строительство в сельской местности, строительство школ. Сумма субсидий на 1 га убранной площади увеличилась за период 2006-2008 гг. в 6 раз.

Средства федерального бюджета предоставляются на условиях софинансирования из областного бюджета. Кроме того, в 2008 году в областном бюджете предусмотрены субсидии:

- на реализованное молоко;

- на покупку и создание страхового запаса семян;

- на компенсацию части затрат, связанных с регистрацией прав на земельные участки;

- на поддержку мясного животноводства.

В 2008 г. финансирование из областного бюджета увеличилось по сравнению с 2006 г. на 9%, показатель на 1 га убранной площади - на 32,9%.

В целом, финансирование из областного бюджета получили 244 предприятия из 323, что составляет 76% к их общему количеству. Количество сельскохозяйственных организаций, не получивших господдержку, увеличилось до 79 против 40 в 2007 г. или в 1,9 раза, что обусловлено снижением производственных показателей, определяющих условия предоставления субсидий. К числу других факторов, обусловливающих возможность получения субсидий, также относятся показатели финансового состояния, а также наличия задолженности по налогам и выплате кредитов.

Доля сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях по итогам 2008 г. в совокупном объеме инвестиций в основной капитал составила 7% или 765,5 млн. руб., что выше уровня 2006 г. на 80,5%, однако меньше показателя 2007 г. на 10,7%. Вместе с тем сельское хозяйство устойчиво занимает 4 строчку среди основных видов деятельности в Костромской области по объему инвестиций в основной капитал.

Основной объем инвестиций приходится на уже относительно развитые, крупные предприятия в муниципальных районах Костромской области с высокими текущими объемами производства сельскохозяйственной продукции и темпами их роста.