2. В 2010-2013 годах в Костромской области реализованы комплексные мероприятия по развитию собственной доходной базы областного бюджета, совершенствованию финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Костромской области за 2012 год вырос на 16,4 процента к уровню предыдущего года, за 2013 год - на 8,7 процента к уровню 2012 года. В регионе продолжается реализация мероприятий по мобилизации доходов в бюджетную систему Костромской области, предусмотренных распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 62-ра "Об увеличении поступлений доходов в консолидированный бюджет Костромской области в 2013-2015 годах".
По темпам роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона за 2013 год Костромская область занимает восьмое место в Центральном федеральном округе и 24-е место в Российской Федерации.
Для увеличения поступлений по налогу на имущество в 2012 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, результаты определения которой утверждены постановлением администрации Костромской области от 26 сентября 2012 года N 377-а "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Костромской области".
Законом Костромской области от 26 ноября 2012 года N 304-5-ЗКО "О патентной системе налогообложения в Костромской области" установлена возможность применения патентной системы налогообложения на территории Костромской области, а также размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из 44 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться данная система налогообложения.
Для создания благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства и формирования конкурентной среды разработан и принят Закон Костромской области от 23 октября 2012 года N 292-5-ЗКО "Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения".
С 2013 года создан областной фонд стимулирования развития налогового потенциала городских округов и муниципальных районов Костромской области, установлен порядок его формирования, определения получателей и распределения средств фонда, а также рекомендуемые направления его использования.
В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведено реформирование организации деятельности бюджетных учреждений. С июля 2012 года финансовое обеспечение деятельности всех государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в форме субсидий на выполнение государственного задания.
Исполнительными органами государственной власти Костромской области утверждены базовые и ведомственные перечни государственных услуг, установлены порядки определения нормативных затрат, проведена работа по определению типа подведомственных государственных учреждений Костромской области.
Реализованы меры по упорядочению приносящей доход деятельности государственных учреждений Костромской области. Главными распорядителями бюджетных средств определены перечни платных услуг, утверждены порядки формирования цен для конечных потребителей. С 1 января 2012 года доходы государственных казенных учреждений Костромской области от приносящей доход деятельности в полном объеме зачисляются в областной бюджет.
В течение последних лет на постоянной основе проводилась работа по повышению эффективности расходов областного бюджета. В 2011 году обеспечена реализация постановления администрации Костромской области от 18 марта 2011 года N 88-а "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Костромской области". Данной Программой заложены основы системной работы по совершенствованию качества управления общественными финансами, на базе которой осуществлялась последующая реализация плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета Костромской области в 2012 году, утвержденного губернатором Костромской области 20 мая 2012 года. С 2013 года осуществляется реализация плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Костромской области на 2013-2016 годы, утвержденного губернатором Костромской области 14 ноября 2013 года.
В рамках исполнения мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов проведена оптимизация бюджетной сети и штатной численности работников областных государственных учреждений; реализованы мероприятия по повышению адресности предоставления мер социальной поддержки; создана региональная нормативная правовая база, регулирующая вопросы формирования и использования в бюджетном процессе государственных программ Костромской области.
3. В результате проведенных преобразований в бюджетной сфере к началу 2014 года в Костромской области достигнуты следующие результаты в сфере повышения эффективности управления государственными финансами:
осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2014, года областной бюджет принимается на трехлетний период;
сформировано 11 государственных программ Костромской области в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 58-ра "Об утверждении Перечня государственных программ Костромской области";
создана система управления объемами и качеством государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета;
организована оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;
усилен контроль за расходованием бюджетных средств на всех стадиях осуществления государственных закупок;
налажен контроль за соблюдением норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти области;
действует система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
создан резервный фонд Костромской области, определен порядок его формирования и использования;
утвержден перечень расходных обязательств муниципальных образований Костромской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Вместе с тем не все мероприятия были реализованы в полной мере и дали ожидаемый эффект. На практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным планированием, недостаточно активно внедряются способы оптимизации бюджетных расходов. Отсутствуют действенные методы оценки эффективности деятельности государственных учреждений, а также методы оценки результативности использования ими бюджетных средств. Необходимо принять дополнительные меры по повышению эффективности распределения бюджетных средств, обоснованию расходов бюджета на стадии формирования государственных программ.
Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является необходимость повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. В этом направлении требуется повысить эффективность государственного управления, обеспечить решение приоритетных задач социально-экономического развития области в условиях ограниченности ресурсов.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Костромской области в условиях замедления темпов экономического роста увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти региона, а также по модернизации управления общественными финансами в Костромской области.