В условиях экономической нестабильности наиболее негативными последствиями и рисками невыполнения показателей социально-экономического развития в долгосрочном периоде являются:
зависимость показателей прогноза социально-экономического развития от внешних факторов развития экономики;
снижение прогнозируемого уровня налогооблагаемой прибыли крупных налогоплательщиков;
изменение налогового режима (конфигурации налоговой системы Российской Федерации);
правовые риски, связанные с изменением федерального и республиканского законодательства;
сохранение высоких инфляционных ожиданий.
Реальным риском несбалансированности бюджета Удмуртской Республики является имеющийся дисбаланс между уровнем доходов и уровнем расходов республики.
Появление дисбаланса обусловлено:
увеличением социальной составляющей в расходах бюджета Удмуртской Республики;
увеличение доли налоговых доходов, собранных на территории республики, перечисляемых в федеральный бюджет.
В условиях сохранения диспропорций и несбалансированности бюджета Удмуртской Республики состояние общественного сектора экономики и уровень государственного долга может выйти на неустойчивую траекторию, создавая риски для экономической безопасности республики.
Минимизация рисков возможна по 2 сценариям:
1. Приведение расходных обязательств бюджета Удмуртской Республики в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.
Как следствие, появляется риск сокращения расходов социального характера и социальной нестабильности.
2. Стабилизация ситуации посредством:
увеличения доли налоговых доходов, собранных на территории Удмуртской Республики и остающихся в распоряжении республики;
привлечения дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций и бюджетных кредитов.
Минимизация рисков по второму сценарию для Удмуртской Республики предпочтительна, поскольку не создает предпосылок для появления угрозы социальной нестабильности.