В 2015 году и первом полугодии 2016 года бюджетная политика города Омска осуществлялась в неблагоприятных экономических условиях и была направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета.
Системная работа по укреплению доходной части бюджета, развитию программного бюджетирования, повышению эффективности бюджетных расходов позволила обеспечить:
- оптимизацию расходов бюджета города Омска при безусловном выполнении гарантированных социальных обязательств, таких как ликвидация очереди в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет, повышение заработной платы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 671 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", реализация программы расселения ветхого и аварийного жилья с опережением сроков.
В 2015 году расходная часть бюджета города Омска (реализуемая за счет поступлений от налоговых и неналоговых доходов) оптимизирована почти на 52 млн. рублей, или 0,6 процента от первоначально утвержденных параметров;
- несмотря на кризисные явления в экономике Администрацией города Омска привлечены в бюджет города Омска межбюджетные трансферты из федерального и областного бюджетов на решение вопросов местного значения: ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог, инженерной инфраструктуры, модернизацию, строительство и реконструкцию детских садов и школ, строительство домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, реконструкцию исторического комплекса "Омская крепость", строительство катка и др. В 2015 году объем привлеченных средств составил 3 626 млн. рублей, в первом полугодии 2016 года - 3 416 млн. рублей;
- полное и своевременное исполнение долговых обязательств города Омска при безусловном соблюдении ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации. Продолжение проведения эффективной кредитной политики и управление ликвидностью единого счета бюджета позволило снизить расходы на обслуживание муниципального долга на 152,1 млн. рублей;
- должный уровень внутреннего муниципального контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.
Четкая позиция по соблюдению установленных бюджетной политикой подходов к использованию бюджетных средств, к распределению экономии средств, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур, позволила обеспечить исполнение показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) при ограниченности финансовых ресурсов. Экономия от проведения конкурсных процедур за 2015 год составила более 374 млн. рублей.
Проводимая в течение текущего года работа по созданию нормативной базы в сфере планирования и нормирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Омска позволила осуществить:
- нормирование в сфере закупок на основе требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций органов местного самоуправления города Омска и Омской городской избирательной комиссии (включая подведомственные казенные учреждения);
- формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с ведомственными перечнями муниципальных услуг и работ, сформированными на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, планирование и распределение бюджетных средств на оказание муниципальных услуг и выполнение работ с соблюдением общих требований, утвержденных федеральными органами исполнительной власти.
Автоматизация всех стадий бюджетного процесса и процедур проведения закупок для обеспечения муниципальных нужд обеспечила осуществление необходимых контролей на различных стадиях бюджетного процесса, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, формирование достоверной бюджетной отчетности.
Осуществляется целенаправленная деятельность по обеспечению открытости и прозрачности формирования и исполнения бюджета, представлению информации о муниципальных финансах в доступной и понятной для граждан форме, что способствует вовлечению населения в осуществление бюджетного процесса и повышению доверия граждан к власти и принимаемым решениям.
Ведется планомерная работа по привлечению средств населения, некоммерческих организаций, бизнес-сообщества на обустройство общественных пространств, ремонт дорог и фасадов, проведение общегородских праздников в рамках реализации механизма муниципально-частного партнерства, участия в конкурсах на получение грантов для реализации общественно-полезных проектов.
Эффективность достижения целей и задач бюджетной политики отмечена дипломом II степени на IX Всероссийском конкурсе "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами" и I местом по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципалитетах Омской области, проведенной Министерством финансов Омской области.