4.1. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа организуется и проводится в целях выявления, анализа и оценки влияния нормативного правового акта автономного округа на системность и целостность правового регулирования общественных отношений, на характер и степень правовой защищенности участников правоотношений, на объем или степень реализации прав, обязанностей, полномочий граждан, организаций, органов государственной власти, государственных или муниципальных служащих, иных лиц, а также в целях прогнозирования и планирования основных направлений совершенствования нормативной правовой системы автономного округа.
4.2. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа позволяет решить следующие задачи:
выявить нормативные предписания, изменение которых способно существенно повысить эффективность правореализационной деятельности;
установить возможные правовые, организационные, информационные средства повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
гармонизировать правовое регулирование общественных отношений и потребности правоприменительной практики, а также системное взаимодействие между нормативными правовыми актами автономного округа;
обеспечить учет наилучшей практики правового регулирования определенных групп общественных отношений на федеральном уровне и в других субъектах Российской Федерации в правотворческой деятельности органов государственной власти автономного округа.
4.3. Мониторинг эффективности действия нормативного правового акта автономного округа (отдельных нормативных положений, совокупности нормативных правовых актов автономного округа) осуществляется по следующим основным направлениям:
а) эффективность нормативного регулирования и обеспечение баланса прав, обязанностей, полномочий, стимулов и ограничений участников правоотношений, а также степень или объем реализации гражданами и организациями своих прав и законных интересов;
б) эффективность установленных процедур реализации государственных полномочий, осуществления государственных функций и оказания государственных услуг;
в) эффективность юридических запретов, юридических санкций, иных мер государственного (дисциплинарного, административного, материального) принуждения, в том числе их соответствие характеру нарушений и целям их предупреждения, пресечения и наказания;
г) эффективность предусмотренных нормативным правовым актом автономного округа процессуальных форм и механизмов деятельности, в том числе их соответствие характеру правоотношений;
д) эффективность организационных и юридических форм и механизмов контроля за надлежащей реализацией прав, обязанностей, полномочий.
4.4. В зависимости от предмета правового регулирования нормативного правового акта автономного округа, а также его места в нормативной правовой системе автономного округа могут быть выделены специальные направления мониторинга эффективности, учитывающие особенности правового положения участников правоотношений, характер реализуемых ими прав, обязанностей и полномочий, правовые и организационные формы реализации нормативных предписаний.
При этом субъект мониторинга обязан указать индикаторы специальных направлений мониторинга эффективности и соответствующие им показатели, характеризующие наличие или отсутствие роста эффективности действия нормативного правового акта автономного округа.