Действующий

О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на период до 2030 года (с изменениями на 25 июня 2020 года)


3.2. Условия территориального развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике


Условия территориального развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике характеризуются высокой степенью концентрации экономически активных субъектов малого и среднего предпринимательства в городских округах. Отличительной особенностью республики также является значительная доля городского населения (на 1 января 2016 г. - 61,3%).


По данным администраций муниципальных районов и городских округов, по состоянию на 1 апреля 2016 г. в республике осуществляют деятельность 51,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (105,6% к аналогичному периоду 2015 года): в муниципальных районах - 13,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (их доля - 26,7%), в городских округах - 38,0 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (их доля - 73,3%).


В городских округах наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в г. Чебоксары (29199 единиц, или 76,9%) и в г. Новочебоксарске (4221 единица, или 11,1%). Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах находится в Чебоксарском (1995 единиц, или 14,4%), Батыревском (1238 единиц, или 8,9%), Моргаушском (921 единица, или 6,6%), Канашском (821 единица, или 5,9%) районах.


Муниципальные районы обладают природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при эффективном использовании должен обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие экономики, занятость и повышение качества жизни сельского населения. Способность малого и среднего бизнеса быстро адаптироваться к местным условиям хозяйствования делает его одним из наиболее значимых инструментов реализации указанного потенциала. Территориальная специфика определяет приоритетные направления развития предпринимательства в муниципальных районах: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие животноводства и переработка мясной продукции, производство продовольственных товаров. Среди направлений несельскохозяйственной деятельности наиболее перспективными являются предоставление бытовых услуг населению, строительство и производство строительных материалов, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказание услуг в сфере здравоохранения, предоставление социальных услуг.


Факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в сельской местности, являются недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень опыта и знания экономических и юридических основ ведения бизнеса, отсутствие первоначального капитала для открытия собственного дела. Сглаживание влияния данных факторов возможно за счет дифференциации на местном уровне мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса с учетом экономико-географической и социально-демографической специфики муниципальных районов.


Вместе с тем остается актуальной проблема дефицита местных бюджетов и отсутствия у ряда муниципальных районов и городских округов возможности направлять достаточные финансовые средства на поддержку предпринимательства.


Для развития малого и среднего предпринимательства и снятия административных барьеров во всех муниципальных районах и городских округах приняты и реализуются подпрограммы развития субъектов малого и среднего предпринимательства муниципальных программ, а также планы мероприятий ("дорожные карты") по развитию малого и среднего предпринимательства.


Активно ведется также разработка "дорожных карт" по внедрению успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, на муниципальном уровне. Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" г. Чебоксары включен в перечень пилотных муниципальных образований регионов России в целях пилотной апробации практик, вошедших в сборник успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, - атлас муниципальных практик.


Кроме того, практика Чувашской Республики вошла в число пилотных практик внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В г. Чебоксары, Цивильском, Козловском, Ядринском районах накоплен опыт работы по проведению процедуры оценки регулирующего воздействия.


Администрациями муниципальных районов и городских округов ведется работа по внедрению лучших муниципальных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, с определением целевых индикаторов реализации указанной работы.