Действующий

О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на период до 2030 года (с изменениями на 25 июня 2020 года)


Социальная сфера


В 2014 году в социальной сфере (образование, здравоохранение, предоставление прочих социальных и персональных услуг) фактически осуществляли деятельность 1676 субъектов малого предпринимательства, что составляет 4,6% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства.


В 2014 году малыми предприятиями было обеспечено 46,0% (2,1 млрд. рублей) оборота организаций социальной сферы. Оборот субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в социальной сфере, в 2014 году составил 2,8 млрд. рублей, или 1,1% от общего оборота субъектов малого предпринимательства.


Сегодня большинство субъектов малого и среднего предпринимательства республики, занятых в медицине, специализируются на оказании услуг в области стоматологии, гинекологии, диагностических исследованиях и т.п. Малый и средний бизнес в здравоохранении Чувашской Республики можно охарактеризовать как растущий и развивающийся, но темпы этого развития недостаточны.


Современная медицина основывается на использовании дорогостоящих высокотехнологичных лечебных и диагностических методик, следствием чего являются резко возрастающие финансовые затраты отрасли. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования реализация общественно значимых инфраструктурных и инновационных проектов невозможна без привлечения финансовых, организационных и технологических возможностей малого и среднего бизнеса. Развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении возможно по всем направлениям: оказание медицинской помощи, медицинские инновации, медицинское образование, медицинская и фармацевтическая промышленности и т.д.


Оценка состояния малого бизнеса в здравоохранении Чувашской Республики свидетельствует, с одной стороны, о недостаточно активном его развитии, а с другой - об имеющемся потенциале данного сегмента рынка.


На сегодня отмечается тенденция роста востребованности предпринимательского ресурса в сфере образования. Прежде всего это касается дошкольного образования и услуг по содержанию детей (уходу, присмотру за ними). Актуальность существующей потребности в дошкольном воспитании, а также высокая стоимость строительства новых детских садов нацеливают на развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе индивидуального предпринимательства в данной сфере. Малый бизнес может содействовать построению гибких систем дошкольного образования, способных адекватно реагировать на объективные демографические процессы.


Социальная значимость данного направления предпринимательской деятельности предполагает реализацию мероприятий по его стимулированию.


В 2013 - 2014 годах в республике предоставлялись субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми - центров времяпрепровождения детей (7 субъектов малого предпринимательства получили средства на организацию центров времяпрепровождения детей).


Для освоения большего объема рынка образовательных услуг малому бизнесу необходима ориентация на тенденции, формирующиеся потребительским спросом. Факторами конкурентоспособности субъектов предпринимательства в сфере образования являются качество и индивидуальный подход. При этом приоритетные и социально значимые для конкретных территорий образовательные проекты целесообразно обеспечить поддержкой со стороны муниципальных образований. Устойчиво функционирующие субъекты предпринимательства, выполнившие условия лицензирования и государственной аккредитации, могут участвовать в процедурах закупок для муниципальных нужд.


Репетиторство - сектор образовательных услуг, основная часть которого в настоящее время находится в неформальном сегменте рынка. Большинство репетиторов предпочитают работать не имея лицензий и не регистрируя индивидуальную предпринимательскую деятельность. Необходимо создать условия, при которых возникает заинтересованность не только преподавателей, но и потребителей их услуг в легализации репетиторства.


В целом можно констатировать, что наметилась тенденция расширения сотрудничества предпринимательства и государства в сфере образования. Предпосылкой для этого является наличие, с одной стороны, сегментов рынка образовательных услуг, которые не могут быть в короткие сроки наполнены за счет бюджетных ресурсов, а с другой - имеющегося у субъектов бизнеса потенциала для их освоения.