Расчет перспективных объемов утильных компонентов ТКО на территории Астраханской области
Муниципальное образование | Образовано ТКО в 2022 году, тонн | Масса компонентов ТКО, тонн | ||||||||||||
Пищевые отходы | Бумага, картон | Дерево | Металл черный | Металл цветной | Текстиль | Стекло | Кожа, резина | Камни | Пластмассы | Композитная упаковка | Прочее | Отсев (менее 15 мм) | ||
41,0% | 27,0% | 1,5% | 2,5% | 1,5% | 4,0% | 2,5% | 1,0% | 1,0% | 5,5% | 2,0% | 3,5% | 7,0% | ||
Ахтубинский муниципальный район | 19024,5 | 7800,1 | 5136,6 | 285,4 | 475,6 | 285,4 | 761,0 | 475,6 | 190,2 | 190,2 | 1046,3 | 380,5 | 665,9 | 1331,7 |
Володарский муниципальный район | 10534,9 | 4319,3 | 2844,4 | 158,0 | 263,4 | 158,0 | 421,4 | 263,4 | 105,3 | 105,3 | 579,4 | 210,7 | 368,7 | 737,4 |
Городской округ город Астрахань | 198236,0 | 81276,8 | 53523,7 | 2973,5 | 4955,9 | 2973,5 | 7929,4 | 4955,9 | 1982,4 | 1982,4 | 10903,0 | 3964,7 | 6938,3 | 13876,5 |
Городской округ ЗАТО Знаменск | 9184,0 | 3765,4 | 2479,7 | 137,8 | 229,6 | 137,8 | 367,4 | 229,6 | 91,8 | 91,8 | 505,1 | 183,7 | 321,4 | 642,9 |
Енотаевский муниципальный район | 6185,3 | 2536,0 | 1670,0 | 92,8 | 154,6 | 92,8 | 247,4 | 154,6 | 61,9 | 61,9 | 340,2 | 123,7 | 216,5 | 433,0 |
Икрянинский муниципальный район | 10817,0 | 4435,0 | 2920,6 | 162,3 | 270,4 | 162,3 | 432,7 | 270,4 | 108,2 | 108,2 | 594,9 | 216,3 | 378,6 | 757,2 |
Камызякский муниципальный район | 11439,5 | 4690,2 | 3088,7 | 171,6 | 286,0 | 171,6 | 457,6 | 286,0 | 114,4 | 114,4 | 629,2 | 228,8 | 400,4 | 800,8 |
Красноярский муниципальный район | 8599,6 | 3525,8 | 2321,9 | 129,0 | 215,0 | 129,0 | 344,0 | 215,0 | 86,0 | 86,0 | 473,0 | 172,0 | 301,0 | 602,0 |
Лиманский муниципальный район | 7044,8 | 2888,4 | 1902,1 | 105,7 | 176,1 | 105,7 | 281,8 | 176,1 | 70,4 | 70,4 | 387,5 | 140,9 | 246,6 | 493,1 |
Наримановский муниципальный район | 11275,1 | 4622,8 | 3044,3 | 169,1 | 281,9 | 169,1 | 451,0 | 281,9 | 112,8 | 112,8 | 620,1 | 225,5 | 394,6 | 789,3 |
Приволжский муниципальный район | 12847,7 | 5267,5 | 3468,9 | 192,7 | 321,2 | 192,7 | 513,9 | 321,2 | 128,5 | 128,5 | 706,6 | 257,0 | 449,7 | 899,3 |
Харабалинский муниципальный район | 10207,8 | 4185,2 | 2756,1 | 153,1 | 255,2 | 153,1 | 408,3 | 255,2 | 102,1 | 102,1 | 561,4 | 204,2 | 357,3 | 714,5 |
Черноярский муниципальный район | 5152,6 | 2112,6 | 1391,2 | 77,3 | 128,8 | 77,3 | 206,1 | 128,8 | 51,5 | 51,5 | 283,4 | 103,1 | 180,3 | 360,7 |
Общий итог | 320549,0 | 131425,1 | 86548,2 | 4808,2 | 8013,7 | 4808,2 | 12822,0 | 8013,7 | 3205,5 | 3205,5 | 17630,2 | 6411,0 | 11219,2 | 22438,4 |
Максимальный процент отбора утильных компонентов из ТКО возможен при их отборе на стадии сбора отходов, при организации раздельного сбора и внедрении системы пунктов приема вторичных ресурсов.
Раздельное накопление ТКО предполагает накопление различных видов отходов в различных контейнерах, предназначенных для их накопления. Раздельное накопление отходов может осуществляться путем использования большого количества различных контейнеров для отдельного накопления стекла (в том числе, по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций либо путем использования двух различных контейнеров. Принцип системы заключается в разделении отходов на стадии накопления на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (полимерные отходы, бумага, металл, стекло и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, смет от уборки дворовой территории). Таким образом не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов пищевыми отходами, вторсырье, собираемое отдельно, остается более высокого качества, чем смешанное.
Территориальной схемой предлагается поэтапный переход на раздельное накопление ТКО.
На первом этапе рекомендуется расширение сферы деятельности существующих организаций, обрабатывающих отходы, реализующих точечные программы по раздельному накоплению. На втором этапе, после того как у населения выработается практика раздельного накопления, можно рассмотреть возможность внедрения селективного накопления на большей территории, с привлечением управляющих компаний, при условии экономической целесообразности и достаточности мощностей обрабатывающих предприятий.
Для внедрения системы раздельного накопления отходов отходы вторичного использования целесообразно складировать в евроконтейнеры объемом 1,1 куб. м, имеющие специальную маркировку.
Двухконтейнерная система накопления ТКО имеет следующие преимущества:
- уменьшение необходимой площади земельного участка для организации контейнерной площадки;
- снижение затрат на обустройство контейнерной площадки;
- снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка;
- снижение затрат на транспортирование отходов за счет сокращения количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора отходов.
С учетом существующих технологических возможностей по сортировке отходов двухконтейнерная система раздельного накопления отходов экономически более эффективна, чем многоконтейнерная система накопления отходов.
Внедрение раздельного накопления ТКО целесообразно осуществлять поэтапно, с использованием "пилотных" городов, расположенных в каждой из зон деятельности региональных операторов. Внедрение целесообразно начинать с относительно больших городов, городов в которых уже организовано раздельное накопление ТКО, а также городов, рядом с которыми расположены сортировочные станции.
9.2. Обоснование основных параметров предлагаемых к созданию объектов системы обращения с отходами