Выход из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает для ребенка начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.
Процесс социальной адаптации подразделяется на два этапа.
Первый этап социализации - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах детского дома. Подготовка начинается за 1 - 2 года до выпуска.
Второй этап - постинтернатное сопровождение выпускников детских домов, замещающих семей и лиц из их числа в период социальной адаптации.
Постинтернатное сопровождение необходимо оказывать в первое время (2 - 3 года) после выхода ребенка из детского дома, замещающей семьи в виде поддержки, которая поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
В рамках Подпрограммы 4 предусмотрены мероприятия, направленные на социальную адаптацию воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на формирование у них навыков самостоятельной жизни.
Кроме того, Подпрограммой 4 предусматривается финансовая поддержка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части оплаты найма жилого помещения, освобождения от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также освобождения от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Семьям, имеющим детей и созданным лицами из числа детей-сирот или лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено предоставление ежемесячного пособия.