Культурно-бытовое обслуживание города представлено развитой системой учреждений, что объясняется статусом города.
Являясь областным административным центром, г. Курск исполняет роль центра эпизодического и периодического культурно-бытового обслуживания области, Курского района, а также центра повседневного обслуживания жителей города и частично сельских жителей прилегающих к городу населенных пунктов, тесно связанных с ним трудовыми и культурно-бытовыми связями.
Сеть учреждений обслуживания довольно разнообразна, однако их количество и вместимость не полностью обеспечивают потребности населения.
В некоторых случаях учреждения размещены в приспособленных помещениях, не отвечающих их назначению. Качественное состояние отдельных объектов обслуживания невысоко, что требует их замены или реконструкции, ряд зданий находится в аварийном состоянии или на капитальном ремонте.
Существующая емкость по школам составляет 92% от потребности, по детским дошкольным учреждениям - 83%, обеспеченность по сравнению с нормами по городским больницам составляет 40% (с учетом части областных больниц - 61%), по поликлиникам - 109%.
Основные выводы:
- неравномерное размещение учреждений обслуживания по территории города, концентрация объектов в центральной части города, что создает дискомфортные условия проживания жителей;
- необходимость дальнейшего формирования многофункциональных центров периодического и частично эпизодического обслуживания в северо-западной, северо-восточной и южной частях города;
- размещение ряда объектов на территориях санитарно-защитных зон предприятий;
- несоблюдение в ряде районов малоэтажной индивидуальной застройки нормативного радиуса пешеходной доступности до детских дошкольных учреждений;
- неравномерность загрузки общеобразовательных школ по отдельным районам города;
- низкий уровень обеспеченности учреждениями коммунального обслуживания (гостиницами - 37%, банями - 10%, прачечными - 9%) и спортивными сооружениями - 6%.
Проектное решение
Совершенствование системы культурно-бытового обслуживания является важнейшей составной частью социального развития города.
Областной статус г. Курска обуславливает особые требования к перечню размещаемых на его территории общественных учреждений и объектов, предполагает развитие внутригородской социальной функции, решающей задачи совершенствования внутригородского сервисного обслуживания с целью достижения качества жизни населения, соответствующего стандартам, принятым для городов - областных центров.
Формирование и насыщение общественной застройки должно подчеркнуть имидж города с целью создания благоприятного инвестиционного климата.
Процесс развития системы культурно-бытового обслуживания будет сопровождаться изменениями как качественного порядка - повышением уровня обслуживания, появлением новых видов услуг, снижением потребности в некоторых традиционных видах, так и количественного - разукрупнением учреждений и предприятий при увеличении общего количества рабочих мест для кадров, вытесняемых в условиях рыночной экономики из других сфер хозяйственного комплекса.
Это потребует перестройки всей системы культурно-бытовой сферы:
- пересмотра нормативной базы с последующим ее использованием только как контролирующей;
- определение потребности нового строительства тех или иных видов обслуживания в соответствии со спросом и платежеспособностью населения.
Решение этих задач лежит на пути наращивания мощности всей системы услуг (рост объемов, разнообразия, качества и доступности услуг) при изменении функциональной и территориальной организации.
Изменения в функциональной организации связаны с завершением процесса дифференциации сферы обслуживания на две системы: коммерческую и социальную.
Коммерческая - ориентируется на платежеспособное население, обеспечивая максимальный по объему и разнообразию набор услуг в соответствии со спросом.
Коммерческая сфера не поддается нормированию, поскольку развивается на основе конкуренции и в соответствии с законами рынка.
Социальная - ориентируется на все население, в первую очередь, на малообеспеченное, и должна обеспечивать гарантированный социальный минимум услуг.
Социальная сфера поддается нормированию, основанному на социальной статистике (учет численности детей дошкольного и школьного возраста, частоты посещения медицинских учреждений и т.д.), и ориентируется на определенных этапах развития на социальные стандарты.
Следует отметить, что в новых экономических условиях сфера услуг является одной из приоритетных, поскольку достаточно привлекательна для вложения капитала и наиболее емка для занятости населения.
Таким образом, система культурно-бытового обслуживания будет функционировать и развиваться за счет смешанного финансирования - из личных средств населения, средств коммерческих структур и бюджетных средств.