Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2009 - 2013 ГОДЫ


1.1.14. Потребительский рынок товаров и услуг


Состояние и развитие потребительского рынка оказывает значительное влияние на общеэкономическую ситуацию в городе. Отличительной чертой в последние годы является стабильность и высокая степень товарного насыщения. Основные тенденции развития потребительского рынка города:

- увеличение объемов розничного товарооборота;

- позитивные изменения в организации торговли;

- динамичное развитие инфраструктуры отрасли;

- повышение качества оказываемых услуг.

В настоящее время в городе насчитывается 918 торговых объектов, в 2007 году открыто и реконструировано 155 предприятий торговли, в том числе такие современные объекты, как торговые центры "Европа", "Триумф", "Кристалл", "Манеж", супермаркет "Радуга", гипермаркеты "Линия", "Европа", мегакомплекс "Семь слонов" и др., дополнительно создано более 3000 новых рабочих мест. Возросла эффективность использования торговых площадей. В 2008 году открыты такие крупные объекты торговли, как: торгово-развлекательный центр "Пушкинский" по ул. Ленина, торговые центры "Олимпийский" по ул. Дзержинского - ул. В. Луговой и "Радуга" по ул. Дубровинского, магазин "Детали машин ГАЗ" по ул. Станционной, торгово-административное здание по ул. Добролюбова и др. Развиваются специализированные и узкоспециализированные продовольственные и непродовольственные магазины, сеть "удобных магазинов", расположенных в пределах шаговой доступности и торгующих широким ассортиментом товаров. За три года оборот розничной торговли возрос в действующих ценах с 28,2 млрд. руб. в 2005 году до 62,8 млрд. руб. в 2008 году, или в 1,7 раза (в сопоставимых ценах).

Следует отметить, что на потребительском рынке города имеются факты проникновения недоброкачественной, фальсифицированной продукции (30 - 40% объемов поступающих товаров). Во многом этому способствует наличие "теневого" сектора экономики, приводящего к созданию недобросовестной конкуренции, несовершенная законодательная база.

В сфере общественного питания отмечается всевозрастающий уровень конкуренции. За последние годы в областном центре наблюдается тенденция роста числа предприятий "быстрого питания", специализированных закусочных, кафе. Сфера общественного питания не требует больших стартовых затрат, обеспечивает быструю отдачу вложений и является традиционной отраслью для малых форм хозяйствования. К концу 2008 года число предприятий общественного питания возрастет до 398.

Наряду с предприятиями общественного питания "открытой сети" в городе организовано горячее питание по доступным ценам учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, студентов средних специальных и высших учебных заведений.

Современный рынок платных услуг города отличается относительно высокой насыщенностью и многообразием. Потребность населения в платных услугах в городе обеспечивают около 400 предприятий. Наиболее активно развиваются следующие виды услуг: парикмахерские, техническое обслуживание автотранспортных средств, ремонт бытовой техники, фотоуслуги. Индивидуальными предпринимателями внедряются новые виды услуг: обслуживание и прокат компьютерной техники, прокат свадебных платьев и аксессуаров, вечерней одежды, установка пластиковых окон, труб, дверей, жалюзи, дизайнерские услуги, уборка помещений с использованием новейших технологий. При этом предприятиями бытового обслуживания оказываются как узкоспециализированные услуги, так и в комплексе с другими услугами. Как правило, в гостиницах оказываются услуги парикмахерской, сауны, в торговых центрах - по доставке и установке бытовой техники, сборке мебели на дому у покупателя и др.

Объем платных услуг населению возрос в действующих ценах с 8,9 млрд. руб. в 2005 году до 20,2 млрд. руб. в 2008 году, или на 46% (в сопоставимых ценах).

Для совершенствования организации потребительского рынка товаров и услуг, повышения квалификации соответствующих кадров Администрацией города Курска проводится работа по организации, проведению семинаров, стажировок, привлечению к участию в различных конкурсах, выставках и других мероприятиях субъектов данной сферы деятельности.

В целом, несмотря на стабильное развитие сферы потребительского рынка, остаются нерешенными следующие проблемы:

- недобросовестная конкуренция, в том числе со стороны хозяйствующих субъектов других регионов (поглощение, рейдерство и т.д.), наличие "теневого" сектора экономики на потребительском рынке товаров и услуг;

- проникновение некачественной, фальсифицированной продукции;

- недостаток квалифицированных кадров.