Состояние здоровья населения является отражением тенденций экономического развития, благосостояния общества.
В системе здравоохранения города обеспечивается реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья, доступность и бесплатность основных видов помощи. Жителям города оказываются различные виды медицинской помощи, в основном, лечебно-профилактическими учреждениями муниципальной системы здравоохранения, включающей в себя 19 учреждений, в том числе: 7 больниц, 5 поликлинических учреждений (2 взрослые и 3 детские поликлиники), 5 специализированных учреждений (городской родильный дом, 2 стоматологические поликлиники, женская консультация и городская станция скорой медицинской помощи), муниципальное учреждение здравоохранения "Молочная кухня" и муниципальное учреждение медицинского автотранспорта.
В целях наиболее качественного оказания медицинской помощи населению в последние годы в муниципальных медицинских учреждениях проведен ряд мероприятий по оптимизации оказания первичной медико-санитарной помощи:
- внедрена стационарозамещающая помощь во всех лечебных учреждениях;
- узкими специалистами оказывается консультативная помощь на дому;
- реорганизована детская ортопедическая служба города, что позволило использовать дневной стационар муниципального учреждения здравоохранения "Детская поликлиника N 8" для реабилитации детей-инвалидов;
- на базе муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 6" открыто отделение восстановительного лечения и реабилитации детей с острым бронхитом, пневмонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, а также патологией опорно-двигательного аппарата;
- открыт гидрокомплекс для проведения курсов реабилитации детей с патологией нервной системы на базе детской поликлиники муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 2";
- во всех детских поликлиниках города оказывается психологическая помощь, созданы и функционируют комнаты по воспитанию здорового ребенка;
- проведено флюорографическое обследование подростков города на базе муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 5";
- организован специализированный пульмонологический прием для детей.
В 2007 году укомплектованность больничных учреждений педиатрами составила 93,6% (в 2005 году - 65,7%), сократилось количество посещений врачей в поликлинике по поводу заболеваний и увеличилось количество посещений больных на дому. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", а также муниципальных целевых программ "Здоровый ребенок" и "Молодая семья" позволила повысить рождаемость и предоставила дополнительную возможность уделять больше внимания укреплению здоровья детей.
В системе муниципального здравоохранения города важное место занимает служба скорой медицинской помощи, роль которой возрастает в связи с ростом техногенных аварий, стихийных бедствий, угрозой террористических актов.
Городская станция скорой медицинской помощи состоит из трех подстанций, расположенных в административных округах города. Вызовы принимаются по единому телефону "03" в оперативном отделе станции, где установлена АСУ "Скорая помощь".
Получение в 2006 - 2007 годах 35 единиц специализированного медицинского автотранспорта в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" позволило с 1 октября 2007 года привести штат станции в соответствие с федеральными нормативами и реальной потребностью путем дополнительного формирования 8 общеврачебных бригад скорой медицинской помощи и доведения их общего количества до 36 (в суточном исчислении), в результате чего время ожидания вызова сократилось: общее - до 19 мин. (в 2005 году - 20 мин.); на дому - до 20 мин., на улице до 12 мин., на улице в случае травмы - до 8 мин.
По сравнению с 2006 годом в 2007 году снизились, но остаются на достаточно высоком уровне показатели болезненности и заболеваемости (на 1000 человек населения): в 2006 г. - 924,2 и 429,2; в 2007 г. - 888,4 и 396,5 соответственно. В структуре заболеваемости взрослого населения преобладают болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни нервной системы и органов чувств. Снижение показателей связано с проведением в 2006 - 2007 годах дополнительной диспансеризации работников муниципальных и государственных учреждений, что позволило не только выявить ряд факторов риска и заболеваний на ранней стадии развития, но и дать рекомендации по здоровому образу жизни и профилактике социально значимых заболеваний, а также провести углубленную диспансеризацию лиц с пограничными состояниями.
В структуре заболеваемости детей в 2007 году, как и в предыдущие три года, 60% составляют болезни органов дыхания (1197,4 случаев на 1000 человек). Данный показатель превышает в 3 раза областной и в 1,5 раза среднероссийский. Второе место занимают травмы и отравления, которые составляют 153,2 случаев на 1000 детей. Этот показатель также выше областного и среднего по стране. Третье место в структуре заболеваемости детей занимают болезни органов пищеварения, уровень показателей данной патологии ниже областных и российских.
Наблюдающееся в последние годы недофинансирование отрасли "Здравоохранение" привело к тому, что в результате длительной эксплуатации здания многих муниципальных лечебно-профилактических учреждений не соответствуют предъявляемым требованиям, что создает проблемы с их лицензированием. Фактические затраты консолидированного бюджета на развитие муниципального здравоохранения в 2007 году в расчете на одного жителя составили 2536,28 руб. при расчетной стоимости по программе государственных гарантий 3943,10 руб.
Отсутствие планомерного расширения или модернизации существующих площадей городских лечебно-профилактических учреждений сдерживает развитие специализированной медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной.
Давно существует необходимость строительства взрослой поликлиники в Северо-Западном жилом районе, нового здания поликлиники муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 1", травматологического корпуса муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 4" и др.
Наиболее слабыми звеньями в структуре здравоохранения остаются:
- недостаточный уровень финансовой обеспеченности оказываемой населению медицинской помощи;
- несоответствие материально-технической базы учреждений здравоохранения современным требованиям, недостаточные темпы обновления медицинской техники и оборудования;
- несоответствие уровня развития сети лечебно-профилактических учреждений реальным потребностям населения;
- недостаточный уровень качества медицинской помощи;
- недостаточная обеспеченность кадрами (дефицит врачей узких специальностей, параклинической службы).