Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2009 - 2013 ГОДЫ


1.1.13. Городской транспорт и связь


В современных условиях среди требований, предъявляемых населением к общественному пассажирскому транспорту, основным является качество транспортного обслуживания.

Пассажирские перевозки внутри города выполняются троллейбусами, трамваями МУП "Курскэлектротранс" и автобусами организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Всего в системе городского пассажирского транспорта города действуют 16 перевозчиков различных организационно-правовых форм.

Перевозка пассажиров осуществляется: автобусами - по 99 маршрутам, в том числе 23 - общего пользования, микроавтобусами - по 42 маршрутам, трамваями - по 6 маршрутам, троллейбусами - по 8 маршрутам. Общая протяженность маршрутов городского пассажирского транспорта составляет 1476,3 км.

Парк городского пассажирского транспорта насчитывает 979 единиц транспортных средств, в том числе 111 трамваев, 80 троллейбусов, 788 автобусов и микроавтобусов. В структуре автобусного парка преобладают автобусы малой (марки "ПАЗ", "Форд") и особо малой вместимости (марки "Газель"): 28,1% и 47,7% соответственно.

Согласно статистическим данным, в 2007 году объем перевозок по городу всеми видами пассажирского транспорта составил 154,2 млн. чел. Наибольший объем перевозок выполняется автобусами - 53,5%, на долю трамваев приходится 24,2%, троллейбусов - 22,3%.

Увеличение количества легковых автомобилей, находящихся в личной собственности населения, изменение системы учета льготных категорий пассажиров в результате введения единых социальных проездных билетов отразились на снижении пассажиропотока по отношению к 2006 году на 17,1%.

Перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах осуществляются двумя предприятиями: муниципальным унитарным предприятием "Курскэлектротранс" и открытым акционерным обществом "Пассажирское автотранспортное предприятие города Курска", 100% акций которого находятся в муниципальной собственности.

В связи с неполным возмещением выпадающих доходов от предоставления услуг по перевозке льготных категорий пассажиров в предыдущие годы, предприятия не имели возможности планового обновления подвижного состава, в результате чего парк имеет высокую степень износа. Так, средний возраст автобусов составляет 14 лет (при норме 10), трамваев - 21 год (при норме 16), троллейбусов - 13 лет (при норме 10), что приводит к ежегодному уменьшению выпуска подвижного состава на маршруты общего пользования, не позволяя тем самым в полной мере обеспечивать выполнение сменно-суточных планов. Так, среднесуточный выпуск автобусов на линию ОАО "ПАТП города Курска" за последние 4 года сократился на 21,8%, трамваев и троллейбусов МУП "Курскэлектротранс" - на 26% и 17,2% соответственно. Подлежит списанию около 90% подвижного состава (114 автобусов, 64 троллейбуса, 107 трамваев). Следует отметить, что средний возраст парка коммерческих автобусов составляет 4,7 года.

В 2006 году новый подвижной состав указанными предприятиями не приобретался, в то же время произведено списание 27 трамваев, 5 троллейбусов. В 2007 году за счет средств предприятий приобретено 6 троллейбусов, 1 трамвай и 7 автобусов марки ПАЗ.

Серьезной проблемой в работе МУП "Курскэлектротранс" является аварийное состояние трамвайного пути и контактной сети. В 2007 году выделены 9,7 млн. руб. на проведение капитального ремонта аварийного участка пути по ул. Перекальского, однако в аварийном состоянии находятся еще 20,8 км других участков трамвайного пути и 22,8 км контактной сети.

В последние годы финансовое положение ОАО "ПАТП города Курска" и МУП "Курскэлектротранс" начинает стабилизироваться, однако по-прежнему остается сложным. МУП "Курскэлектротранс" с 2005 года работает без убытков, ОАО "ПАТП города Курска" - с 2007 года. В немалой степени улучшение финансового состояния предприятий связано с заменой натуральных льгот адресной помощью и введением единого социального проездного билета, что позволило предприятиям получать компенсационные выплаты за перевозку граждан, имеющих льготы. Однако стоимость единого социального проездного билета и компенсационные выплаты из бюджетов всех уровней покрывают лишь 77% реальных затрат предприятий на перевозку 1 льготника.

Поддержание в работоспособном состоянии и выпуск на линию изношенных транспортных средств требует от предприятий повышенных эксплуатационных затрат, ухудшая их финансовое состояние, а также экологическую обстановку в городе, снижает безопасность дорожного движения. Возрастают затраты предприятий в связи с ежегодным ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, запасные части и прочие ресурсы.

Кроме того, в указанных предприятиях пассажирского транспорта в последние годы возникла проблема дефицита кадров, в том числе по основной профессии (водитель) из-за низкой заработной платы и сложных условий работы, особенно ощущается нехватка водителей в ОАО "ПАТП города Курска", где укомплектованность водительским составом составляет 1,1 водителя на 1 подвижную единицу (при нормативе 2,6). По этой причине ежедневно на городские маршруты недовыпускается до 15% подвижного состава.

Привлечение к пассажирским перевозкам на договорной основе автобусов и микроавтобусов частных предприятий и индивидуальных перевозчиков позволило связать между собой самые разные районы города и заметно сократить интервал ожидания и время поездки по многим маршрутам.

Однако замещение на пассажирских маршрутах отслужившего свой срок автобусного транспорта большой вместимости на транспорт малой и особо малой вместимости привело к сокращению пропускной способности остановочных пунктов и улично-дорожной сети, осложнило организацию оптимального и безопасного движения городского пассажирского транспорта. Кроме того, вышеназванный транспорт не компенсировал провозные возможности трамваев, троллейбусов, автобусов большой вместимости.

С целью упорядочения движения городского пассажирского транспорта проведено комплексное обследование пассажиропотока на маршрутах, по результатам которого разработана новая маршрутная сеть пассажирского транспорта, которая предусматривала привлечение автобусов большой вместимости и частичную замену микроавтобусов. В 2007 году на городские маршруты дополнительно выпущен 21 автобус большой вместимости марок "ЛиАЗ" и "Хундай", количество микроавтобусов было сокращено на 16,7%.

В целях улучшения качества транспортного обслуживания населения, совершенствования управления движением городского пассажирского транспорта и контроля за работой всех видов транспорта создано ОАО "Центр диспетчерской службы" и приобретен за счет средств бюджета города новый навигационный комплекс, который позволит контролировать работу городского пассажирского транспорта. На городских маршрутах проводится работа по внедрению спутниковой системы навигации на пассажирском транспорте (независимо от форм собственности).

Однако, несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в решении вопросов транспортного обслуживания населения, в организации перевозок пассажиров на территории областного центра сохраняется ряд проблем.

В результате сокращения провозных возможностей городских транспортных предприятий существенно увеличились интервалы движения трамваев, троллейбусов, автобусов на социально значимых маршрутах. Значительно возросло время, затрачиваемое населением, имеющим льготы по оплате проезда, на остановках в ожидании транспорта. Сокращение парка автобусов большой вместимости ОАО "ПАТП города Курска" послужило причиной сокращения социально-значимых маршрутов. Так, например, только в 2006 году было закрыто 5 таких маршрутов.

Привлечение частных перевозчиков к транспортному обслуживанию населения позволило снять остроту проблемы на рынке транспортных услуг, однако вышеуказанные специализированные предприятия транспорта находятся в неравных условиях с частными перевозчиками, так как осуществляют перевозки на социальных маршрутах с низким пассажиропотоком.

Кроме того, на качество и уровень обеспечения безопасности перевозок на городских маршрутах влияет наличие несанкционированных перевозчиков, недостаточный уровень контроля за их деятельностью.

В условиях ежегодного роста автомобилизации, несоответствия технического уровня существующих автодорог современным требованиям достаточно острой для безопасного движения в городе Курске проблемой являются ограниченные пропускные возможности городских автомагистралей.

С 2007 года реализуются мероприятия муниципальной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Курске в 2007 - 2012 годах", в соответствии с которой в отчетном году предусматривалось финансирование из бюджетов всех уровней и внебюджетных средств в сумме 141,55 млн. руб., фактически выделены средства только из бюджета города Курска, а также привлечены внебюджетные средства в сумме 35,3 млн. руб.

Повышению качества дорожного движения и транспортного обслуживания пассажиров будет способствовать увеличение пропускной способности автомобильных дорог в городе, а также создание необходимых транспортных развязок, о чем говорилось в предыдущем разделе. При этом в Курске сложилась типичная и для других городов ситуация по неравномерному распределению плотности маршрутной сети - высокая плотность в центре города и уменьшение ее в периферийных районах. Следствием этого является ухудшение условий движения, увеличение средней продолжительности затрат времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда (45 мин. вместо 37 мин. по нормативу), ухудшение экологической обстановки.

Таким образом, основными факторами, сдерживающими развитие городского пассажирского транспорта, являются:

1. Сложное финансовое состояние специализированных предприятий городского пассажирского транспорта вследствие:

- быстрого роста цен на топливно-энергетические ресурсы, запасные части и прочие ресурсы;

- осуществления социально значимых пассажирских перевозок на убыточных маршрутах города;