Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2009 - 2013 ГОДЫ


Уровень жизни


В целях создания предпосылок для сокращения дифференциации населения города по доходам, обеспечения исполнения нормативных правовых актов об основных направлениях государственной политики в области оплаты труда Администрацией города Курска в 2006 - 2007 годах в рамках работы Межведомственной комиссии по социально-экономическим вопросам города Курска и в рабочем порядке активно проводилась работа, направленная на обеспечение своевременной выплаты заработной платы и сокращение имеющейся задолженности по заработной плате, доведение заработной платы работников до уровня прожиточного минимума, установленного на территории Курской области. В 2008 году осуществляется контроль за ходом выполнения трехстороннего Соглашения между Администрацией Курской области, Общественной организацией "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и Курским областным союзом предпринимателей, которым определена минимальная заработная плата в Курской области в размере 3725 руб.

Важнейшим источником роста реальных доходов населения является заработная плата. Среднемесячная заработная плата одного работающего (без выплат социального характера) за 2007 год составила 9615,3 руб. и возросла по сравнению с 2006 годом на 29% (по Курской области темп роста среднемесячной заработной платы - 126,5%). По видам деятельности среднемесячная заработная плата одного работающего составила: "Обрабатывающие производства" - 8380 руб., "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 13957,5 руб., "Строительство" - 10104,4 руб., "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 8691,6 руб., "Транспорт и связь" - 10383,9 руб., "Образование" - 7230,6 руб., "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" - 7210,9 руб., "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" - 7024,6 руб. По итогам 2007 года среднемесячная заработная плата одного работающего в Курске в 1,4 раза меньше среднероссийского уровня.

Следует отметить, что по сравнению с областными центрами Центрального федерального округа России за 2007 год в крупных и средних организациях города Курска наблюдается самая низкая среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего (9955,5 руб.), самая высокая - в Ярославле (13785,4 руб.) и Липецке (13750,7 руб.). По темпам роста среднемесячной заработной платы к 2006 году (124,7%) город Курск занимает лишь десятое место.

Своевременность и полнота выплаты заработной платы, соблюдение в организациях города норм действующего трудового законодательства по оплате труда и его охраны находятся на постоянном контроле органов местного самоуправления города Курска.

По данным Государственной инспекции труда в Курской области в результате проведенных в 2007 году проверок 1324 работодателей выявлено 13743 пункта нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. Отсутствие в большинстве организаций города Курска аккредитованной аттестации рабочих мест по условиям труда, обучения работников требованиям охраны труда, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты указывает на неудовлетворительную работу служб охраны труда. Кроме того, в нарушение трудового законодательства во многих организациях с численностью работающих свыше 50 человек отсутствуют штатные должности специалистов по охране труда.

В 2007 году расследовано 247 несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве, количество пострадавших со смертельным исходом составило 30 человек.

Учитывая факты выявленных нарушений, в целях обеспечения безопасности труда, сохранения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности требуется усиление контроля за деятельностью служб охраны труда в организациях города, что также является социально значимым вопросом.

В целом, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в демографической ситуации, занятости и уровне жизни населения сохраняются следующие основные проблемы:

- высокая естественная убыль населения города;

- высокая младенческая смертность и смертность населения от внешних причин;

- превышение предложения рабочей силы над спросом;

- снижение качества рабочей силы на регистрируемом рынке труда;

- низкий уровень оплаты труда по вакансиям, заявленным в службу занятости;

- недостаточно высокий уровень заработной платы в организациях города, ее дифференциация в различных сферах экономики;

- неудовлетворительное состояние условий и охраны труда в организациях города;

- сохранение достаточно высокого уровня инфляции.