Основные показатели обеспечения общественного порядка и общественной безопасности по городу Курску в 2009 - 2013 годах
Наименование показателей | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
1. Число зарегистрированных преступлений - всего, ед. | 7926 | 7208 | 6543 | 5876 | 4955 |
умышленные убийства и покушения на убийство | 32 | 22 | 24 | 15 | 24 |
разбойные нападения | 60 | 67 | 45 | 27 | 27 |
грабежи | 471 | 421 | 300 | 230 | 162 |
2. Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений, % | 51,6 | 61,4 | 69,4 | 65,3 | 79,8 |
3. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, ед. | 192 | 250 | 195 | 152 | 182 |
В 2013 году к уровню 2009 года наблюдалось снижение числа зарегистрированных преступлений на 37,5%, уменьшение количества умышленных убийств и покушений на убийство - на 25%, разбойных нападений - на 55%, грабежей - в 2,9 р.
Приведенные данные свидетельствуют о стабильном улучшении ситуации с преступностью на территории города Курска, что обусловлено в том числе и повышением качества профилактической работы.
Комплекс принятых профилактических мер позволил сократить число преступлений, совершенных несовершеннолетними, с 250 в 2010 году до 182 в 2013 году; при этом по сравнению с уровнем 2012 года в 2013 году снижены: количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, ранее совершавшими преступления, - на 7,3%; групповая преступность - на 8,7%.
Стабилизации криминогенной обстановки, обеспечению правопорядка, охране собственности и безопасности граждан на территории города Курска способствовало внедрение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", 36 камер видеонаблюдения которого установлены в местах массового пребывания людей и на основных автотранспортных магистралях города. Информация от камер видеонаблюдения поступает в Администрацию города Курска, УМВД России по городу Курску, ГУ МЧС России по Курской области, УФСБ по Курской области, МКУ "Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска" для оперативного реагирования в целях обеспечения общественной безопасности.
К обеспечению общественного порядка на улицах города привлекались также сотрудники добровольных народных дружин (далее - ДНД), численность которых на конец 2013 года составила 219 чел. Члены ДНД ежедневно совместно с участковыми уполномоченными полиции дежурили на участковых пунктах, принимали участие в обеспечении охраны общественного порядка при проведении общегородских массовых мероприятий.
Важным аспектом профилактической работы УМВД России по городу Курску стали: широкое информирование граждан о работе полиции; размещение в СМИ материалов по вопросам противодействия проявлениям экстремизма и терроризма; организация в общеобразовательных учреждениях города Курска цикла лекций и бесед, в ходе которых подросткам и их родителям разъяснялась ответственность за совершение правонарушений и преступлений; реализация совместно с общеобразовательной школой N 31 города Курска программы профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди учащихся; создание на базе общеобразовательных школ города NN 10, 52, 59 кадетских классов полицейской направленности.
Несмотря на сложившуюся в 2009 - 2013 годах позитивную динамику показателей по основным направлениям в области охраны общественного порядка, остаются проблемы, которые требуют усиления взаимодействия правоохранительных органов с органами местного самоуправления города Курска, более полного использования в профилактике преступлений и иных правонарушений возможностей общественных организаций и населения, средств массовой информации.
Одной из серьезных проблем обеспечения правопорядка продолжает оставаться состояние уличной преступности. Почти треть от общего числа зарегистрированных преступлений совершена в общественных местах, каждое четвертое - на улицах.
В 2013 году возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, по сравнению с предыдущим годом на 19,7%.
Совершенствование механизма материального стимулирования деятельности народных дружинников значительно повысит эффективность привлечения актива населения к участию в обеспечении правопорядка и приведет к снижению количества преступлений в общественных местах.
Ранее судимые лица нередко совершают повторные преступления. Данная категория граждан негативно влияет на состояние криминогенной ситуации в городе, в связи с чем проблема социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, приобретает особую значимость.
Терроризм и экстремизм в современных условиях стали основными источниками угроз для населения нашей страны, в том числе и для жителей областного центра. В связи с многонациональным и многоконфессиональным составом населения города существует потенциальная угроза проявления терроризма и экстремизма. Особо остро стоят вопросы предотвращения террористических актов в местах с массовым пребыванием людей и на объектах жизнеобеспечения населения.
В районах новой застройки не обеспечена "шаговая доступность" жителей к участковым пунктам полиции (опорным пунктам правопорядка), в связи с чем требуется выделение помещений для организации их деятельности и совершенствование их материально-технического обеспечения.