Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2014 - 2018 ГОДЫ



Таблица 2.2.1

SWOT-АНАЛИЗ

Направления развития, виды деятельности

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы и факторы риска

Демографическая ситуация

- Достаточно высокие показатели рождаемости населения.
- Сокращение естественной убыли населения.
- Положительное сальдо миграции населения.
- Высокая доля населения трудоспособного возраста, в том числе молодежи в структуре населения города.
- Наличие пригородных поселений как источника внутрирегиональной и маятниковой миграции

- Естественная убыль населения города.
- Рост доли лиц старше трудоспособного возраста.
- Преобладание женского населения над мужским.
- Слабые позиции института семьи

- Естественный прирост населения.
- Реализация активной демографической политики как на государственном, так и муниципальном уровнях, направленной на увеличение рождаемости.
- Привлечение квалифицированных трудовых ресурсов за счет миграционного притока из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья

- Отток высокообразованного населения в трудоспособном возрасте за пределы региона в поисках более высокой заработной платы

Уровень жизни и занятость населения

- Положительная динамика роста заработной платы по усредненным показателям.
- Снижение уровня зарегистрированной безработицы.
- Отсутствие официальной задолженности по выплате заработной платы.
- Реализация муниципальной программы содействия занятости населения

- Значительное отставание уровня среднемесячной заработной платы в сравнении с областными центрами ЦФО.
- Структурное несоответствие между предлагаемыми вакансиями и профессиональным составом безработных

- Увеличение заработной платы в бюджетном и внебюджетном секторах.
- Наличие свободных трудовых ресурсов.
- Увеличение числа рабочих мест за счет открытия новых предприятий.
- Повышение квалификации либо переобучение работников, в том числе за счет реализации программ содействия занятости населения.
- Возможность интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями

Социальная защита населения

- Развитая система социальной поддержки отдельных категорий граждан.
- Обеспечение бесплатными молочными продуктами детей первых двух лет жизни из малообеспеченных семей, бесплатными горячими обедами через школьные столовые детей из малоимущих, многодетных семей.
- Функционирование муниципальной гостиной для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Реализация областной и городской программ "Доступная среда"

- Социальное неблагополучие, негативные явления в области семейных отношений, в том числе жестокое отношение к женщинам и детям, социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей.
- Низкая интеграция инвалидов в общество в силу сложившейся общественной и социальной инфраструктуры

- Совершенствование системы оказания социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней.
- Создание безбарьерной среды для инвалидов.
- Готовность к сотрудничеству общественных организаций различных направлений.
- Привлечение денежных средств путем участия в федеральных и региональных программах, а также внебюджетных источников финансирования

- Увеличение количества лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами.
- Пассивность и снижение ответственности у клиентов системы социальной защиты, потребительское отношение к государственной и муниципальной помощи

Охрана здоровья

- Реализация муниципальных программ по формированию здорового образа жизни населения.
- Налаженная система организации санаторно-курортного лечения детей.
- Стабильная профилактическая работа по сохранению здоровья населения

- Сохранение высокого уровня заболеваемости населения.
- Злоупотребление алкоголем.
- Распространенность табакокурения.
- Отсутствие системы социально-психологической помощи отцам в современной семье

- Усиление пропагандистской составляющей здорового образа жизни.
- Активное участие в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных программ в сфере охраны общественного здоровья

- Преждевременная смертность лиц, находящихся в трудоспособном возрасте.
- Рост количества школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья.
- Распространение наркомании, алкоголизация населения

Образование

- Развитая образовательная сеть.
- Наличие системы поддержки одаренных детей.
- Наличие условий для внедрения инновационной деятельности.
- Наличие условий для внедрения здоровьесберегающих технологий.
- Развитая система поддержки педагогических работников.
- Реализация воспитательных программ в учреждениях дополнительного образования

- Устаревшая материально-техническая база муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования.
- Низкий удельный вес молодых специалистов в образовательных учреждениях.
- Дефицит мест в детских садах

- Развитие и оптимизация муниципальной образовательной сети.
- Перевод общеобразовательных учреждений на государственный стандарт второго поколения (полного) общего образования.
- Развитие информационных технологий в муниципальных образовательных учреждениях.
- Развитие дистанционных образовательных технологий в муниципальных образовательных учреждениях.
- Развитие инклюзивной среды в муниципальных образовательных учреждениях.
- Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений

Молодежная политика

- Разработка и реализация программ, социально значимых проектов в сфере молодежной политики.
- Создание условий для самореализации и раскрытия молодых талантов путем выплаты стипендий главы Администрации города Курска.
- Поддержка молодых семей в решении жилищных вопросов.
- Создание действенной системы отдыха и оздоровления детей.
- Наличие более 60 общественных молодежных организаций.
- Обустройство детских игровых и спортивных площадок

- Наличие асоциальных явлений в молодежной среде.
- Низкий уровень обеспеченности детскими и спортивными площадками дворовых территорий, мест массового отдыха.
- Недостаточная материально-техническая база муниципальных молодежных учреждений

- Реализация масштабных молодежных проектов.
- Развитие инфраструктуры поддержки молодежной политики.
- Совершенствование системы отдыха детей и молодежи

- Негативное влияние информационной среды, пропагандирующей насилие, национальную, религиозную нетерпимость, на формирование морально-нравственных устоев подрастающего поколения

Физическая культура и спорт

- Рост количества горожан, систематически занимающихся физкультурой и спортом.
- Ввод в эксплуатацию объектов спорта за счет нового строительства, после реконструкции и капитального ремонта

- Недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями.
- Низкий уровень двигательной активности населения, особенно молодежи и школьников.
- Недостаточная материально-техническая база муниципальных спортивных школ

- Формирование потребности в регулярных активных занятиях физкультурой и спортом.
- Развитие инфраструктуры массового спорта.
- Пропаганда физической культуры и спорта, привлечение населения к участию в массовых физкультурных мероприятиях

Культура

- Развитые культурные потребности жителей города Курска.
- Наличие развитой сети учреждений культуры и дополнительного образования детей.
- Доступность обучения детей в ДШИ и ДХШ.
- Создание системы поощрения именными стипендиями главы Администрации города Курска детей, добившихся особых успехов в учебе, творчестве, и педагогов, воспитавших таких детей

- Недостаточное обновление материально-технической базы отдельных муниципальных учреждений культуры.
- Ограниченные возможности участия детей из семей с низким материальным достатком в международных и всероссийских конкурсах.
- Низкий уровень развития туризма, неразвитость инфраструктуры туризма и неудовлетворительное состояние памятников истории и культуры

- Поэтапная модернизация муниципальных учреждений культуры.
- Использование историко-культурного наследия для развития рынка туристических услуг.
- Расширение международных культурных контактов

- Негативное влияние информационной среды, пропагандирующей насилие, национальную, религиозную нетерпимость, на формирование морально-нравственных устоев подрастающего поколения

Бюджетная политика

- Рост доходов бюджета города.
- Социальная направленность расходов бюджета города.
- Программно-целевой метод финансирования расходов бюджета.
- Внедрение практики среднесрочного бюджетного планирования путем утверждения с 2013 года трехлетнего бюджета.
- Создание системы мониторинга качества управления финансами главных распорядителей средств бюджета города Курска

- Недостаточная мобилизация налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города: налога на имущество, земельного налога.
- Несоответствие расходных полномочий и закрепленных доходных источников бюджета города.
- Снижение доли собственных доходов в бюджете города.

- Мобилизация дополнительных доходов в бюджет города за счет вовлечения новых объектов в налоговый оборот.
- Оптимизация сети учреждений и штатной численности с учетом отраслевых "дорожных карт".
- Увеличение доходов бюджета за счет отмены льгот по земельному налогу.
- Привлечение дополнительной финансовой помощи из бюджетов других уровней путем участия в реализации государственных программ.
- Обеспечение сбалансированности бюджета без привлечения кредитных ресурсов.
- Контроль за объемом муниципального долга путем мониторинга долговых обязательств.
- Внедрение единых нормативов финансового обеспечения оказываемых услуг на основе муниципальных заданий

- Уменьшение собственных доходов бюджета в связи с изменениями в законодательстве и уменьшением количества объектов муниципальной собственности

Инвестиционная деятельность. Градостроительство

- Положительная динамика инвестиций в основной капитал.
- Достаточно высокая инвестиционная привлекательность, умеренные инвестиционные риски.
- Высокий градостроительный потенциал, наличие Генерального плана города и нормативной правовой базы.
- Разнообразие типов жилья и застройки.
- Значительные объемы ввода жилья в эксплуатацию

- Дисбаланс между многофункциональной нагрузкой центральной части города и характером застройки, совмещение жилой и производственных зон.
- Отсутствие подготовленных инвестиционных площадок для предложений потенциальным инвесторам.
- Ограниченное количество свободных земельных участков для жилищного строительства.
- Отсутствие комплексной застройки в новых жилых районах и микрорайонах города

- Рост инвестиционной привлекательности города.
- Привлечение средств федерального и областного бюджетов, инвесторов.
- Освоение перспективных градостроительных площадок, занятых ветхим и аварийным жилищным фондом.
- Возможность увеличения городской территории для развития жилищного строительства за счет прилегающих к областному центру пригородных территорий

- Снижение инвестиционной привлекательности

Промышленность

- Наличие стабильно работающих конкурентоспособных, экспортноориентированных промышленных предприятий.
- Наращивание объемов отгрузки товаров собственного производства.
- Техническое перевооружение на ряде предприятий города.
- Строительство новых объектов и расширение производств
- Выпуск новых видов продукции, в том числе импортозамещающих

- Высокий уровень износа основных фондов на ряде предприятий (более 60%).
- Зависимость от конъюнктуры цен на сырьевых рынках.
- Неполное использование имеющихся производственных мощностей.
- Низкая конкурентоспособность обрабатывающих производств, отставание темпов обновления производственных мощностей от потребностей развития предприятий.
- Значительный удельный вес убыточных предприятий.
- Низкая инновационная активность предприятий.
- Невысокая инвестиционная активность и привлекательность ряда предприятий, дефицит инвестиционных ресурсов.
- Дефицит высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников

- Наличие конкурентоспособных мощностей у значительной части предприятий города.
- Улучшение качества и конкурентоспособности продукции в связи с модернизацией и техническим перевооружением производства

- Ограничение рынков сбыта продукции в результате вступления России в ВТО

Городской пассажирский транспорт и связь

- Разветвленная маршрутная сеть пассажирского транспорта.
- Стабильная работа муниципального транспорта. Обновление парка муниципального общественного транспорта.
- Развитие улично-дорожной сети за счет строительства новых дорог, реконструкции участков дорог в целях увеличения пропускной способности, введения одностороннего движения.
- Внедрение технологии автоматизированного диспетчерского управления.
- Внедрение автоматической системы фиксации нарушений скоростного режима (АСФСН).
- Внедрение проекта "Wi-Fi на борту" (беспроводного доступа к Интернету в троллейбусах).
- Организация "горячей линии" по вопросам транспортного обслуживания.
- Развитая информационная инфраструктура и телекоммуникационные технологии

- Недостаточное транспортное обслуживание населения в районах индивидуальной жилой застройки, удаленных от основных магистралей городского пассажирского транспорта.
- Сложное финансовое состояние специализированных предприятий городского пассажирского транспорта - ОАО "ПАТП города Курска" и МУП "Курск-электротранс".
- Высокая степень износа парков муниципальных автобусов и трамваев, трамвайного пути и контактной сети
- Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры и снижение пропускной способности основных городских магистралей в условиях ежегодного роста автомобилизации

- Оптимизация и развитие маршрутной сети городского пассажирского транспорта за счет:
- строительства новых троллейбусных линий;
- открытия новых автобусных маршрутов.
- Обновление подвижного состава электрического городского наземного пассажирского транспорта, автобусного парка. Развитие транспортной инфраструктуры с учетом современных требований, привлечение инвестиций в ее развитие.
- Повышение эффективности управления и контроля за работой городского пассажирского транспорта, в том числе на основе информационных и навигационных технологий.
- Совершенствование организации и повышение безопасности дорожного движения.
- Развитие инфраструктуры связи и телекоммуникаций

- Вероятность актов незаконного вмешательства (терроризм, диверсия)
- Вероятность чрезвычайных происшествий с учетом природных факторов

Потребительский рынок товаров и услуг

- Динамичное развитие сферы потребительского рынка.
- Появление новых форматов отрасли, высокий уровень сервиса.
- Насыщенность предприятиями розничной торговли (на 1000 жителей города Курска приходится 940 кв. м торговой площади при нормативе 645 кв. м).
- Участие предприятий потребительского рынка в городских, областных, региональных выставках-ярмарках.
- Проведение ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции местных производителей

- Неравномерное размещение предприятий потребительского рынка на территории города.
- Недостаточное количество предприятий потребительской сферы в районах индивидуальной жилой застройки и новых микрорайонах многоэтажной жилой застройки.
- Недостаточное количество специализированных предприятий бытового обслуживания населения: прачечных, бань, химчисток.
- Дефицит квалифицированного персонала

- Развитие предприятий (экономических субъектов), ориентированных на потребительский спрос.
- Повышение качества и культуры обслуживания населения предприятиями потребительского рынка.
- Пресечение продажи некачественной, фальсифицированной продукции

- Резкий рост цен

Малое и среднее предпринимательство

- Наличие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

- Недостаточное количество предприятий, занимающихся производством.
- Недостаток оборотных средств на развитие бизнеса и ограниченный доступ к кредитным ресурсам из-за высоких процентных ставок.
- Низкий уровень правовой грамотности предпринимателей, предпринимательской культуры и квалификации кадров, занятых в малых и средних предприятиях

- Оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства.
- Развитие приоритетных направлений: производственной, научно-технической, инновационной деятельности, социальной сферы, деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

- Снижение конкурентоспособности произведенной продукции в результате вступления России в ВТО

Жилищно-коммунальное хозяйство

а) жилищная сфера

- Увеличение обеспеченности жильем в расчете на 1 жителя.
- Наметившаяся тенденция сокращения очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
- Реализация Адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
- Реализация программ проведения капитального ремонта жилищного фонда

- Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда.
- Недостаток средств для проведения капитального ремонта муниципального жилищного фонда.
- Значительное количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
- Высокая рыночная стоимость жилья как на первичном, так и на вторичном рынках

- Строительство многоэтажного и малоэтажного жилья с квартирами экономкласса.
- Привлечение средств собственников жилых помещений на капитальный ремонт жилищного фонда

- Разрушение жилищного фонда

б) коммунальное хозяйство

- Высокая энергообеспеченность города (наличие значительных генерирующих электрических мощностей).
- Бесперебойная подача холодной и горячей воды жителям города.
- Наличие Программы развития систем коммунальной инфраструктуры.
- Наличие Программы энергосбережения, предусматривающей установку общедомовых и индивидуальных приборов учета расхода ресурсов

- Высокий износ инженерных сетей, инженерных сооружений.
- Невозможность подключения новых потребителей к имеющимся водопроводным сетям из-за низкой мощности водоводов.
- Отсутствие организованной системы сброса, отвода и очистки поверхностных стоков

- Развитие инфраструктуры за счет реализации инвестиционных программ организациями коммунального комплекса

- Вероятность возникновения аварий техногенного характера из-за высокой изношенности инженерных сетей

Экология

- Наличие природных рекреационных зон.
- Наличие достаточного количества водных ресурсов.
- Проведение мониторинга окружающей среды предприятиями города.
- Разработка и реализация комплекса природоохранных мероприятий.
- Осуществление постоянной расчистки отдельных прибрежных зон рек от поваленных деревьев, мусора и кустарниковой растительности

- Загрязнение воздуха в результате функционирования промышленных предприятий и транспорта.
- Ухудшение пропускного режима расположенных на территории города родников, рек, водоемов и прилегающих к ним зон.
- Наличие территорий, подверженных подтоплению грунтовыми водами.
- Стихийное образование несанкционированных свалок.
- Наличие старовозрастных, аварийных, больных насаждений

- Улучшение экологической обстановки путем проведения предприятиями города работ по модернизации, реконструкции и ремонту устаревшего оборудования, позволяющих сократить выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
- Увеличение площади зеленых насаждений на территории города.
- Повышение уровня экологической культуры населения.
- Разработка экологической карты города.
- Проведение благоустройства прибрежных зон, расчистки их от поваленных и сухостойных деревьев.
- Создание новых и реконструкция имеющихся парков и скверов

- Загрязнение воздушного бассейна по причине выбросов в атмосферу вредных веществ.
- Возникновение лесных пожаров и беспрепятственное их распространение на близлежащие объекты городской инфраструктуры.
- Нанесение вреда упавшими старыми и больными деревьями жизни, здоровью и имуществу населения

Общественная безопасность и защита населения от чрезвычайных ситуаций

- Устойчивая динамика снижения количества зарегистрированных преступлений.
- Функционирование добровольных народных дружин.
- Реализация комплекса мероприятий Администрацией города Курска совместно с правоохранительными органами, направленных на обеспечение правопорядка и укрепление общественной безопасности в городе.
- Внедрение системы видеонаблюдения "Безопасный город".
- Развитие системы своевременного оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций ("Градиент-128").
- Установка во всех учреждениях образования и культуры города системы автоматической пожарной сигнализации.
- Создание на территории города 32 добровольных пожарных дружин предприятий

- Увеличение количества преступлений, совершенных в общественных местах.
- Отсутствие в районах новой застройки участковых пунктов полиции.
- Недостаточное количество тепловизоров для проведения круглосуточного мониторинга пожарной обстановки на всей территории города.
- Высокий уровень износа техники и оборудования аварийно-спасательного формирования.
- Наличие случаев гибели людей на воде

- Проведение работы по социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы.
- Повышение эффективности привлечения актива населения к участию в обеспечении правопорядка на основе совершенствования механизма материального стимулирования деятельности народных дружинников.
- Выполнение мероприятий по профилактике правонарушений, противодействию экстремизма.
- Развитие системы мониторинга и прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС).
- Развитие системы оповещения населения в случае возникновения ЧС.
- Проведение предупредительных мер на водных объектах

- Вероятность техногенных катастроф, крупных дорожно-транспортных происшествий и террористических актов.
- Рост преступности.
- Отсутствие возможности своевременного оповещения населения о ЧС.
- Отсутствие возможности своевременного оказания аварийно-спасательным формированием помощи населению в связи с отсутствием соответствующего оборудования либо невозможностью использования по причине большого износа.
- Отсутствие возможности приема и укрытия людей при возникновении угрозы в связи с неготовностью некоторых защитных сооружений

Управление муниципальным имуществом

- Наличие значительного количества объектов муниципальной собственности.
- Определение размеров арендной платы с использованием рыночных механизмов.
- Проведение работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами.
- Проведение работы по выявлению новых землепользователей, возникших на базе обанкротившихся или прекративших деятельность предприятий по иным основаниям

- Низкая инвестиционная привлекательность части объектов муниципальной собственности.
- Отсутствие зарегистрированного права собственности на значительную долю объектов муниципальной собственности.
- Наличие объектов недвижимого имущества, в отношении которых имеется техническая документация, но требуется обновление и уточнение технических характеристик объектов, адресной части, наименований объектов.
- Наличие неинвентаризированных земель, в отношении которых не проведены мероприятия по определению правообладателей земельных участков и процедуры по разграничению земель.
- Наличие задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом вследствие несоблюдения арендаторами сроков уплаты арендных платежей

- Продолжение процесса оптимизации имущества муниципальной собственности в соответствии с вопросами местного значения городского округа, предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, сети учреждений и муниципальных унитарных предприятий.
- Регистрация права муниципальной собственности на 100% объектов.
- Завершение работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами в целях увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу

- Снижение рыночной стоимости объектов, подлежащих приватизации и сдаче в аренду

Управление муниципальным образованием "Город Курск"

- Стабильная система управления городом.
- Конструктивный диалог органов местного самоуправления с общественными организациями, населением путем проведения публичных слушаний, встреч с населением, заседаний Общественного совета при главе Администрации города Курска.
- Значительное количество муниципальных служащих, имеющих большой опыт работы в органах местного самоуправления
- Наличие резерва управленческих кадров.
- Проведение ежегодной оценки эффективности деятельности Администрации города Курска в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607 с достаточно высокой оценкой результатов.
- Предоставление отдельных муниципальных услуг в режиме "одного окна".
- Использование информационных технологий в организации документооборота, работе с обращениями граждан
- Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах местного самоуправления.
- Проведение мероприятий по развитию территориального общественного самоуправления.
- Проведение внутриведомственного мониторинга качества предоставления наиболее востребованных массовых услуг, оказываемых органами Администрации города Курска.
- Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия.
- Последовательное внедрение в процесс муниципального управления инструментов современного менеджмента (программно-целевой метод, основы электронного правительства, ориентированность управления на потребителя услуг)

- Отсутствие независимого мониторинга качества муниципальных услуг, предоставляемых органами Администрации города Курска.
- Несоответствие помещений архивного отдела требованиям, предъявляемым к зданиям для размещения архивов.
- Отсутствие возможности предоставления полного пакета электронных услуг в связи с отсутствием соответствующего материально-технического обеспечения

- Увеличение количества услуг, оказываемых в режиме "одного окна".
- Увеличение доли реализованных предложений и рекомендаций членов Общественного совета при главе Администрации города Курска в общем числе поступивших предложений

- Снижение удовлетворенности населения деятельностью Администрации города Курска.
- Социальная напряженность и обострение политической ситуации