| | | | |
Направления развития, виды деятельности | Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы и факторы риска |
Демографическая ситуация | - Достаточно высокие показатели рождаемости населения. - Сокращение естественной убыли населения. - Положительное сальдо миграции населения. - Высокая доля населения трудоспособного возраста, в том числе молодежи в структуре населения города. - Наличие пригородных поселений как источника внутрирегиональной и маятниковой миграции | - Естественная убыль населения города. - Рост доли лиц старше трудоспособного возраста. - Преобладание женского населения над мужским. - Слабые позиции института семьи | - Естественный прирост населения. - Реализация активной демографической политики как на государственном, так и муниципальном уровнях, направленной на увеличение рождаемости. - Привлечение квалифицированных трудовых ресурсов за счет миграционного притока из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья | - Отток высокообразованного населения в трудоспособном возрасте за пределы региона в поисках более высокой заработной платы |
Уровень жизни и занятость населения | - Положительная динамика роста заработной платы по усредненным показателям. - Снижение уровня зарегистрированной безработицы. - Отсутствие официальной задолженности по выплате заработной платы. - Реализация муниципальной программы содействия занятости населения | - Значительное отставание уровня среднемесячной заработной платы в сравнении с областными центрами ЦФО. - Структурное несоответствие между предлагаемыми вакансиями и профессиональным составом безработных | - Увеличение заработной платы в бюджетном и внебюджетном секторах. - Наличие свободных трудовых ресурсов. - Увеличение числа рабочих мест за счет открытия новых предприятий. - Повышение квалификации либо переобучение работников, в том числе за счет реализации программ содействия занятости населения. - Возможность интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями | |
Социальная защита населения | - Развитая система социальной поддержки отдельных категорий граждан. - Обеспечение бесплатными молочными продуктами детей первых двух лет жизни из малообеспеченных семей, бесплатными горячими обедами через школьные столовые детей из малоимущих, многодетных семей. - Функционирование муниципальной гостиной для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. - Реализация областной и городской программ "Доступная среда" | - Социальное неблагополучие, негативные явления в области семейных отношений, в том числе жестокое отношение к женщинам и детям, социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей. - Низкая интеграция инвалидов в общество в силу сложившейся общественной и социальной инфраструктуры | - Совершенствование системы оказания социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней. - Создание безбарьерной среды для инвалидов. - Готовность к сотрудничеству общественных организаций различных направлений. - Привлечение денежных средств путем участия в федеральных и региональных программах, а также внебюджетных источников финансирования | - Увеличение количества лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами. - Пассивность и снижение ответственности у клиентов системы социальной защиты, потребительское отношение к государственной и муниципальной помощи |
Охрана здоровья | - Реализация муниципальных программ по формированию здорового образа жизни населения. - Налаженная система организации санаторно-курортного лечения детей. - Стабильная профилактическая работа по сохранению здоровья населения | - Сохранение высокого уровня заболеваемости населения. - Злоупотребление алкоголем. - Распространенность табакокурения. - Отсутствие системы социально-психологической помощи отцам в современной семье | - Усиление пропагандистской составляющей здорового образа жизни. - Активное участие в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных программ в сфере охраны общественного здоровья | - Преждевременная смертность лиц, находящихся в трудоспособном возрасте. - Рост количества школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья. - Распространение наркомании, алкоголизация населения |
Образование | - Развитая образовательная сеть. - Наличие системы поддержки одаренных детей. - Наличие условий для внедрения инновационной деятельности. - Наличие условий для внедрения здоровьесберегающих технологий. - Развитая система поддержки педагогических работников. - Реализация воспитательных программ в учреждениях дополнительного образования | - Устаревшая материально-техническая база муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования. - Низкий удельный вес молодых специалистов в образовательных учреждениях. - Дефицит мест в детских садах | - Развитие и оптимизация муниципальной образовательной сети. - Перевод общеобразовательных учреждений на государственный стандарт второго поколения (полного) общего образования. - Развитие информационных технологий в муниципальных образовательных учреждениях. - Развитие дистанционных образовательных технологий в муниципальных образовательных учреждениях. - Развитие инклюзивной среды в муниципальных образовательных учреждениях. - Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений | |
Молодежная политика | - Разработка и реализация программ, социально значимых проектов в сфере молодежной политики. - Создание условий для самореализации и раскрытия молодых талантов путем выплаты стипендий главы Администрации города Курска. - Поддержка молодых семей в решении жилищных вопросов. - Создание действенной системы отдыха и оздоровления детей. - Наличие более 60 общественных молодежных организаций. - Обустройство детских игровых и спортивных площадок | - Наличие асоциальных явлений в молодежной среде. - Низкий уровень обеспеченности детскими и спортивными площадками дворовых территорий, мест массового отдыха. - Недостаточная материально-техническая база муниципальных молодежных учреждений | - Реализация масштабных молодежных проектов. - Развитие инфраструктуры поддержки молодежной политики. - Совершенствование системы отдыха детей и молодежи | - Негативное влияние информационной среды, пропагандирующей насилие, национальную, религиозную нетерпимость, на формирование морально-нравственных устоев подрастающего поколения |
Физическая культура и спорт | - Рост количества горожан, систематически занимающихся физкультурой и спортом. - Ввод в эксплуатацию объектов спорта за счет нового строительства, после реконструкции и капитального ремонта | - Недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями. - Низкий уровень двигательной активности населения, особенно молодежи и школьников. - Недостаточная материально-техническая база муниципальных спортивных школ | - Формирование потребности в регулярных активных занятиях физкультурой и спортом. - Развитие инфраструктуры массового спорта. - Пропаганда физической культуры и спорта, привлечение населения к участию в массовых физкультурных мероприятиях | |
Культура | - Развитые культурные потребности жителей города Курска. - Наличие развитой сети учреждений культуры и дополнительного образования детей. - Доступность обучения детей в ДШИ и ДХШ. - Создание системы поощрения именными стипендиями главы Администрации города Курска детей, добившихся особых успехов в учебе, творчестве, и педагогов, воспитавших таких детей | - Недостаточное обновление материально-технической базы отдельных муниципальных учреждений культуры. - Ограниченные возможности участия детей из семей с низким материальным достатком в международных и всероссийских конкурсах. - Низкий уровень развития туризма, неразвитость инфраструктуры туризма и неудовлетворительное состояние памятников истории и культуры | - Поэтапная модернизация муниципальных учреждений культуры. - Использование историко-культурного наследия для развития рынка туристических услуг. - Расширение международных культурных контактов | - Негативное влияние информационной среды, пропагандирующей насилие, национальную, религиозную нетерпимость, на формирование морально-нравственных устоев подрастающего поколения |
Бюджетная политика | - Рост доходов бюджета города. - Социальная направленность расходов бюджета города. - Программно-целевой метод финансирования расходов бюджета. - Внедрение практики среднесрочного бюджетного планирования путем утверждения с 2013 года трехлетнего бюджета. - Создание системы мониторинга качества управления финансами главных распорядителей средств бюджета города Курска | - Недостаточная мобилизация налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города: налога на имущество, земельного налога. - Несоответствие расходных полномочий и закрепленных доходных источников бюджета города. - Снижение доли собственных доходов в бюджете города. | - Мобилизация дополнительных доходов в бюджет города за счет вовлечения новых объектов в налоговый оборот. - Оптимизация сети учреждений и штатной численности с учетом отраслевых "дорожных карт". - Увеличение доходов бюджета за счет отмены льгот по земельному налогу. - Привлечение дополнительной финансовой помощи из бюджетов других уровней путем участия в реализации государственных программ. - Обеспечение сбалансированности бюджета без привлечения кредитных ресурсов. - Контроль за объемом муниципального долга путем мониторинга долговых обязательств. - Внедрение единых нормативов финансового обеспечения оказываемых услуг на основе муниципальных заданий | - Уменьшение собственных доходов бюджета в связи с изменениями в законодательстве и уменьшением количества объектов муниципальной собственности |
Инвестиционная деятельность. Градостроительство | - Положительная динамика инвестиций в основной капитал. - Достаточно высокая инвестиционная привлекательность, умеренные инвестиционные риски. - Высокий градостроительный потенциал, наличие Генерального плана города и нормативной правовой базы. - Разнообразие типов жилья и застройки. - Значительные объемы ввода жилья в эксплуатацию | - Дисбаланс между многофункциональной нагрузкой центральной части города и характером застройки, совмещение жилой и производственных зон. - Отсутствие подготовленных инвестиционных площадок для предложений потенциальным инвесторам. - Ограниченное количество свободных земельных участков для жилищного строительства. - Отсутствие комплексной застройки в новых жилых районах и микрорайонах города | - Рост инвестиционной привлекательности города. - Привлечение средств федерального и областного бюджетов, инвесторов. - Освоение перспективных градостроительных площадок, занятых ветхим и аварийным жилищным фондом. - Возможность увеличения городской территории для развития жилищного строительства за счет прилегающих к областному центру пригородных территорий | - Снижение инвестиционной привлекательности |
Промышленность | - Наличие стабильно работающих конкурентоспособных, экспортноориентированных промышленных предприятий. - Наращивание объемов отгрузки товаров собственного производства. - Техническое перевооружение на ряде предприятий города. - Строительство новых объектов и расширение производств - Выпуск новых видов продукции, в том числе импортозамещающих | - Высокий уровень износа основных фондов на ряде предприятий (более 60%). - Зависимость от конъюнктуры цен на сырьевых рынках. - Неполное использование имеющихся производственных мощностей. - Низкая конкурентоспособность обрабатывающих производств, отставание темпов обновления производственных мощностей от потребностей развития предприятий. - Значительный удельный вес убыточных предприятий. - Низкая инновационная активность предприятий. - Невысокая инвестиционная активность и привлекательность ряда предприятий, дефицит инвестиционных ресурсов. - Дефицит высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников | - Наличие конкурентоспособных мощностей у значительной части предприятий города. - Улучшение качества и конкурентоспособности продукции в связи с модернизацией и техническим перевооружением производства | - Ограничение рынков сбыта продукции в результате вступления России в ВТО |
Городской пассажирский транспорт и связь | - Разветвленная маршрутная сеть пассажирского транспорта. - Стабильная работа муниципального транспорта. Обновление парка муниципального общественного транспорта. - Развитие улично-дорожной сети за счет строительства новых дорог, реконструкции участков дорог в целях увеличения пропускной способности, введения одностороннего движения. - Внедрение технологии автоматизированного диспетчерского управления. - Внедрение автоматической системы фиксации нарушений скоростного режима (АСФСН). - Внедрение проекта "Wi-Fi на борту" (беспроводного доступа к Интернету в троллейбусах). - Организация "горячей линии" по вопросам транспортного обслуживания. - Развитая информационная инфраструктура и телекоммуникационные технологии | - Недостаточное транспортное обслуживание населения в районах индивидуальной жилой застройки, удаленных от основных магистралей городского пассажирского транспорта. - Сложное финансовое состояние специализированных предприятий городского пассажирского транспорта - ОАО "ПАТП города Курска" и МУП "Курск-электротранс". - Высокая степень износа парков муниципальных автобусов и трамваев, трамвайного пути и контактной сети - Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры и снижение пропускной способности основных городских магистралей в условиях ежегодного роста автомобилизации | - Оптимизация и развитие маршрутной сети городского пассажирского транспорта за счет: - строительства новых троллейбусных линий; - открытия новых автобусных маршрутов. - Обновление подвижного состава электрического городского наземного пассажирского транспорта, автобусного парка. Развитие транспортной инфраструктуры с учетом современных требований, привлечение инвестиций в ее развитие. - Повышение эффективности управления и контроля за работой городского пассажирского транспорта, в том числе на основе информационных и навигационных технологий. - Совершенствование организации и повышение безопасности дорожного движения. - Развитие инфраструктуры связи и телекоммуникаций | - Вероятность актов незаконного вмешательства (терроризм, диверсия) - Вероятность чрезвычайных происшествий с учетом природных факторов |
Потребительский рынок товаров и услуг | - Динамичное развитие сферы потребительского рынка. - Появление новых форматов отрасли, высокий уровень сервиса. - Насыщенность предприятиями розничной торговли (на 1000 жителей города Курска приходится 940 кв. м торговой площади при нормативе 645 кв. м). - Участие предприятий потребительского рынка в городских, областных, региональных выставках-ярмарках. - Проведение ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции местных производителей | - Неравномерное размещение предприятий потребительского рынка на территории города. - Недостаточное количество предприятий потребительской сферы в районах индивидуальной жилой застройки и новых микрорайонах многоэтажной жилой застройки. - Недостаточное количество специализированных предприятий бытового обслуживания населения: прачечных, бань, химчисток. - Дефицит квалифицированного персонала | - Развитие предприятий (экономических субъектов), ориентированных на потребительский спрос. - Повышение качества и культуры обслуживания населения предприятиями потребительского рынка. - Пресечение продажи некачественной, фальсифицированной продукции | - Резкий рост цен |
Малое и среднее предпринимательство | - Наличие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства | - Недостаточное количество предприятий, занимающихся производством. - Недостаток оборотных средств на развитие бизнеса и ограниченный доступ к кредитным ресурсам из-за высоких процентных ставок. - Низкий уровень правовой грамотности предпринимателей, предпринимательской культуры и квалификации кадров, занятых в малых и средних предприятиях | - Оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. - Развитие приоритетных направлений: производственной, научно-технической, инновационной деятельности, социальной сферы, деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства | - Снижение конкурентоспособности произведенной продукции в результате вступления России в ВТО |
Жилищно-коммунальное хозяйство | | | | |
а) жилищная сфера | - Увеличение обеспеченности жильем в расчете на 1 жителя. - Наметившаяся тенденция сокращения очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. - Реализация Адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда. - Реализация программ проведения капитального ремонта жилищного фонда | - Наличие ветхого и аварийного жилищного фонда. - Недостаток средств для проведения капитального ремонта муниципального жилищного фонда. - Значительное количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. - Высокая рыночная стоимость жилья как на первичном, так и на вторичном рынках | - Строительство многоэтажного и малоэтажного жилья с квартирами экономкласса. - Привлечение средств собственников жилых помещений на капитальный ремонт жилищного фонда | - Разрушение жилищного фонда |
б) коммунальное хозяйство | - Высокая энергообеспеченность города (наличие значительных генерирующих электрических мощностей). - Бесперебойная подача холодной и горячей воды жителям города. - Наличие Программы развития систем коммунальной инфраструктуры. - Наличие Программы энергосбережения, предусматривающей установку общедомовых и индивидуальных приборов учета расхода ресурсов | - Высокий износ инженерных сетей, инженерных сооружений. - Невозможность подключения новых потребителей к имеющимся водопроводным сетям из-за низкой мощности водоводов. - Отсутствие организованной системы сброса, отвода и очистки поверхностных стоков | - Развитие инфраструктуры за счет реализации инвестиционных программ организациями коммунального комплекса | - Вероятность возникновения аварий техногенного характера из-за высокой изношенности инженерных сетей |
Экология | - Наличие природных рекреационных зон. - Наличие достаточного количества водных ресурсов. - Проведение мониторинга окружающей среды предприятиями города. - Разработка и реализация комплекса природоохранных мероприятий. - Осуществление постоянной расчистки отдельных прибрежных зон рек от поваленных деревьев, мусора и кустарниковой растительности | - Загрязнение воздуха в результате функционирования промышленных предприятий и транспорта. - Ухудшение пропускного режима расположенных на территории города родников, рек, водоемов и прилегающих к ним зон. - Наличие территорий, подверженных подтоплению грунтовыми водами. - Стихийное образование несанкционированных свалок. - Наличие старовозрастных, аварийных, больных насаждений | - Улучшение экологической обстановки путем проведения предприятиями города работ по модернизации, реконструкции и ремонту устаревшего оборудования, позволяющих сократить выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. - Увеличение площади зеленых насаждений на территории города. - Повышение уровня экологической культуры населения. - Разработка экологической карты города. - Проведение благоустройства прибрежных зон, расчистки их от поваленных и сухостойных деревьев. - Создание новых и реконструкция имеющихся парков и скверов | - Загрязнение воздушного бассейна по причине выбросов в атмосферу вредных веществ. - Возникновение лесных пожаров и беспрепятственное их распространение на близлежащие объекты городской инфраструктуры. - Нанесение вреда упавшими старыми и больными деревьями жизни, здоровью и имуществу населения |
Общественная безопасность и защита населения от чрезвычайных ситуаций | - Устойчивая динамика снижения количества зарегистрированных преступлений. - Функционирование добровольных народных дружин. - Реализация комплекса мероприятий Администрацией города Курска совместно с правоохранительными органами, направленных на обеспечение правопорядка и укрепление общественной безопасности в городе. - Внедрение системы видеонаблюдения "Безопасный город". - Развитие системы своевременного оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций ("Градиент-128"). - Установка во всех учреждениях образования и культуры города системы автоматической пожарной сигнализации. - Создание на территории города 32 добровольных пожарных дружин предприятий | - Увеличение количества преступлений, совершенных в общественных местах. - Отсутствие в районах новой застройки участковых пунктов полиции. - Недостаточное количество тепловизоров для проведения круглосуточного мониторинга пожарной обстановки на всей территории города. - Высокий уровень износа техники и оборудования аварийно-спасательного формирования. - Наличие случаев гибели людей на воде | - Проведение работы по социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы. - Повышение эффективности привлечения актива населения к участию в обеспечении правопорядка на основе совершенствования механизма материального стимулирования деятельности народных дружинников. - Выполнение мероприятий по профилактике правонарушений, противодействию экстремизма. - Развитие системы мониторинга и прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). - Развитие системы оповещения населения в случае возникновения ЧС. - Проведение предупредительных мер на водных объектах | - Вероятность техногенных катастроф, крупных дорожно-транспортных происшествий и террористических актов. - Рост преступности. - Отсутствие возможности своевременного оповещения населения о ЧС. - Отсутствие возможности своевременного оказания аварийно-спасательным формированием помощи населению в связи с отсутствием соответствующего оборудования либо невозможностью использования по причине большого износа. - Отсутствие возможности приема и укрытия людей при возникновении угрозы в связи с неготовностью некоторых защитных сооружений |
Управление муниципальным имуществом | - Наличие значительного количества объектов муниципальной собственности. - Определение размеров арендной платы с использованием рыночных механизмов. - Проведение работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами. - Проведение работы по выявлению новых землепользователей, возникших на базе обанкротившихся или прекративших деятельность предприятий по иным основаниям | - Низкая инвестиционная привлекательность части объектов муниципальной собственности. - Отсутствие зарегистрированного права собственности на значительную долю объектов муниципальной собственности. - Наличие объектов недвижимого имущества, в отношении которых имеется техническая документация, но требуется обновление и уточнение технических характеристик объектов, адресной части, наименований объектов. - Наличие неинвентаризированных земель, в отношении которых не проведены мероприятия по определению правообладателей земельных участков и процедуры по разграничению земель. - Наличие задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом вследствие несоблюдения арендаторами сроков уплаты арендных платежей | - Продолжение процесса оптимизации имущества муниципальной собственности в соответствии с вопросами местного значения городского округа, предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, сети учреждений и муниципальных унитарных предприятий. - Регистрация права муниципальной собственности на 100% объектов. - Завершение работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами в целях увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу | - Снижение рыночной стоимости объектов, подлежащих приватизации и сдаче в аренду |
Управление муниципальным образованием "Город Курск" | - Стабильная система управления городом. - Конструктивный диалог органов местного самоуправления с общественными организациями, населением путем проведения публичных слушаний, встреч с населением, заседаний Общественного совета при главе Администрации города Курска. - Значительное количество муниципальных служащих, имеющих большой опыт работы в органах местного самоуправления - Наличие резерва управленческих кадров. - Проведение ежегодной оценки эффективности деятельности Администрации города Курска в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607 с достаточно высокой оценкой результатов. - Предоставление отдельных муниципальных услуг в режиме "одного окна". - Использование информационных технологий в организации документооборота, работе с обращениями граждан - Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах местного самоуправления. - Проведение мероприятий по развитию территориального общественного самоуправления. - Проведение внутриведомственного мониторинга качества предоставления наиболее востребованных массовых услуг, оказываемых органами Администрации города Курска. - Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия. - Последовательное внедрение в процесс муниципального управления инструментов современного менеджмента (программно-целевой метод, основы электронного правительства, ориентированность управления на потребителя услуг) | - Отсутствие независимого мониторинга качества муниципальных услуг, предоставляемых органами Администрации города Курска. - Несоответствие помещений архивного отдела требованиям, предъявляемым к зданиям для размещения архивов. - Отсутствие возможности предоставления полного пакета электронных услуг в связи с отсутствием соответствующего материально-технического обеспечения | - Увеличение количества услуг, оказываемых в режиме "одного окна". - Увеличение доли реализованных предложений и рекомендаций членов Общественного совета при главе Администрации города Курска в общем числе поступивших предложений | - Снижение удовлетворенности населения деятельностью Администрации города Курска. - Социальная напряженность и обострение политической ситуации |