Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА КУРСКА НА 2014 - 2018 ГОДЫ

Таблица 1.3.2


 Основные показатели занятости населения города Курска за 2009 - 2013 годы

Наименование показателей

ед. изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. в % к 2009 г.

Число обращений граждан в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства

тыс. чел.

20,9

17,2

15,3

11,6

12,0

57,4

Численность трудоустроенных граждан

тыс. чел.

10,8

10,6

9,6

8,9

8,0

74,1

Численность официально зарегистрированных безработных граждан (наконец года)

тыс. чел.

4,9

3,8

2,8

2,1

1,7

34,7

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1,8

1,4

1,1

0,8

0,7

х

Коэффициент напряженности на рынке труда (на конец года)

6,1

2,9

2,1

1,3

0,8

х

Количество безработных и незанятых граждан, получивших услуги по профессиональному обучению

тыс. чел.

1,8

1,6

1,4

1,4

1,2

66,7

Количество безработных граждан, принявших участие в общественных работах

тыс. чел.

1,3

1,6

1,5

1,8

1,7

130,8

Количество граждан, трудоустроенных на временные работы

тыс. чел.

6,6

5,8

5,3

5,7

6,0

91,3

Количество безработных граждан, получивших пособие по безработице

тыс. чел.

13,0

12,0

10,2

8,3

8,0

61,5


В настоящее время продолжают сохраняться диспропорции на рынке труда, характеризующиеся превышением предложения рабочей силы над ее спросом, а также изменением структуры спроса. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. По видам деятельности вакансии, поступившие в службу занятости, распределились следующим образом: строительство (21,6%), торговля (19%), транспорт (9,0%), сфера услуг (6,0%), промышленность (18,5%).

В структуре поступающих в службу занятости вакансий преобладают вакансии по рабочим профессиям, которые составляют порядка 90,0% в общем количестве вакансий. Анализ спроса на рабочую силу свидетельствует о том, что востребованными для замещения свободных рабочих мест являются как работники без специальной подготовки и низким уровнем заработной платы (грузчики, дворники, подсобные рабочие, помощники воспитателя), так и высокой квалификации (штукатуры-маляры, плотники, столяры, каменщики, сварщики, токари, фрезеровщики, водители).

Повышенным спросом у работодателей по-прежнему пользуются специалисты, выполняющие комплекс взаимосвязанных работ, специалисты высокой квалификации с опытом работы от 3 лет и наличием высшего образования, преимуществом пользуются граждане до 40 лет.

В связи с увеличением требований, предъявляемых работодателями к работникам, отмечается низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (имеющих ограничения к труду; не обладающих достаточной квалификацией по причине отсутствия опыта работы по полученной профессии либо вследствие длительного перерыва в работе; предпенсионного возраста, многодетных родителей; родителей детей-инвалидов). Трудоустройство данных категорий граждан достаточно проблематично, в связи с чем снижение социальной напряженности, адаптация их на рынке труда осуществлялась посредством реализации мероприятий активной политики занятости.

На решение задачи стабилизации ситуации на рынке труда были направлены мероприятия ежегодно действовавших программ:

- программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области, реализованных в 2009 - 2013 годах и предусматривавших мероприятия по городу Курску;

- долгосрочной целевой программы "Организация общественных работ в городе Курске на 2009 - 2011 годы";

- программы "Содействие занятости населения города Курска на 2012 - 2014 годы".

Реализуемая в рамках программ политика содействия занятости населения позволила сохранить кадровый потенциал в большей части предприятий и организаций, предоставить возможность переобучения работников, находящихся под угрозой увольнения, создавать новые рабочие места, оказывая финансовую помощь на открытие собственного дела безработным гражданам, осуществлять организацию общественных работ, временно трудоустраивать безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и др.

На реализацию мероприятий программ были направлены финансовые средства из бюджетов разных уровней в общей сумме более 300 млн. руб.

Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в 2009 - 2013 годах стали 78 тыс. чел. При содействии службы занятости трудоустроено 47,9 тыс. чел., или 62,2% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в том числе получили услуги по профессиональному обучению около 8 тыс. чел., безработные граждане в количестве 7,9 тыс. чел. участвовали в общественных работах, для более чем 29 тыс. чел. организованы временные рабочие места.

Стабилизация экономических процессов, а также реализация эффективной политики занятости привели к уменьшению числа обращений граждан в органы службы занятости в анализируемом периоде на 42,6%, удельный вес трудоустроенных, составлявший в 2009 году 51,7%, увеличился в 2013 году до 66,7%.

Численность официально зарегистрированных безработных снизилась с 4,9 тыс. чел. (на конец 2009 года) до 1,7 тыс. чел. (на 01.01.2014). При этом уровень официально зарегистрированной безработицы снизился с 1,8% в 2009 году до 0,7% к концу 2013 года.

Несмотря на принимаемые меры, на рынке труда города Курска продолжают сохраняться следующие проблемы вследствие:

- низкого качества вакансий, заявляемых работодателями;

- низкого уровня оплаты труда предлагаемых вакансий;

- несоответствия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.