Основные показатели занятости населения города Курска за 2009 - 2013 годы
Наименование показателей | ед. изм. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2013 г. в % к 2009 г. |
Число обращений граждан в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства | тыс. чел. | 20,9 | 17,2 | 15,3 | 11,6 | 12,0 | 57,4 |
Численность трудоустроенных граждан | тыс. чел. | 10,8 | 10,6 | 9,6 | 8,9 | 8,0 | 74,1 |
Численность официально зарегистрированных безработных граждан (наконец года) | тыс. чел. | 4,9 | 3,8 | 2,8 | 2,1 | 1,7 | 34,7 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) | % | 1,8 | 1,4 | 1,1 | 0,8 | 0,7 | х |
Коэффициент напряженности на рынке труда (на конец года) | 6,1 | 2,9 | 2,1 | 1,3 | 0,8 | х | |
Количество безработных и незанятых граждан, получивших услуги по профессиональному обучению | тыс. чел. | 1,8 | 1,6 | 1,4 | 1,4 | 1,2 | 66,7 |
Количество безработных граждан, принявших участие в общественных работах | тыс. чел. | 1,3 | 1,6 | 1,5 | 1,8 | 1,7 | 130,8 |
Количество граждан, трудоустроенных на временные работы | тыс. чел. | 6,6 | 5,8 | 5,3 | 5,7 | 6,0 | 91,3 |
Количество безработных граждан, получивших пособие по безработице | тыс. чел. | 13,0 | 12,0 | 10,2 | 8,3 | 8,0 | 61,5 |
В настоящее время продолжают сохраняться диспропорции на рынке труда, характеризующиеся превышением предложения рабочей силы над ее спросом, а также изменением структуры спроса. С одной стороны, растет количество вакансий, требующих более высокого уровня профессиональной подготовки и опыта работы, с другой стороны, отмечается перераспределение количества вакансий в определенных видах экономической деятельности. По видам деятельности вакансии, поступившие в службу занятости, распределились следующим образом: строительство (21,6%), торговля (19%), транспорт (9,0%), сфера услуг (6,0%), промышленность (18,5%).
В структуре поступающих в службу занятости вакансий преобладают вакансии по рабочим профессиям, которые составляют порядка 90,0% в общем количестве вакансий. Анализ спроса на рабочую силу свидетельствует о том, что востребованными для замещения свободных рабочих мест являются как работники без специальной подготовки и низким уровнем заработной платы (грузчики, дворники, подсобные рабочие, помощники воспитателя), так и высокой квалификации (штукатуры-маляры, плотники, столяры, каменщики, сварщики, токари, фрезеровщики, водители).
Повышенным спросом у работодателей по-прежнему пользуются специалисты, выполняющие комплекс взаимосвязанных работ, специалисты высокой квалификации с опытом работы от 3 лет и наличием высшего образования, преимуществом пользуются граждане до 40 лет.
В связи с увеличением требований, предъявляемых работодателями к работникам, отмечается низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (имеющих ограничения к труду; не обладающих достаточной квалификацией по причине отсутствия опыта работы по полученной профессии либо вследствие длительного перерыва в работе; предпенсионного возраста, многодетных родителей; родителей детей-инвалидов). Трудоустройство данных категорий граждан достаточно проблематично, в связи с чем снижение социальной напряженности, адаптация их на рынке труда осуществлялась посредством реализации мероприятий активной политики занятости.
На решение задачи стабилизации ситуации на рынке труда были направлены мероприятия ежегодно действовавших программ:
- программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области, реализованных в 2009 - 2013 годах и предусматривавших мероприятия по городу Курску;
- долгосрочной целевой программы "Организация общественных работ в городе Курске на 2009 - 2011 годы";
- программы "Содействие занятости населения города Курска на 2012 - 2014 годы".
Реализуемая в рамках программ политика содействия занятости населения позволила сохранить кадровый потенциал в большей части предприятий и организаций, предоставить возможность переобучения работников, находящихся под угрозой увольнения, создавать новые рабочие места, оказывая финансовую помощь на открытие собственного дела безработным гражданам, осуществлять организацию общественных работ, временно трудоустраивать безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и др.
На реализацию мероприятий программ были направлены финансовые средства из бюджетов разных уровней в общей сумме более 300 млн. руб.
Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в 2009 - 2013 годах стали 78 тыс. чел. При содействии службы занятости трудоустроено 47,9 тыс. чел., или 62,2% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в том числе получили услуги по профессиональному обучению около 8 тыс. чел., безработные граждане в количестве 7,9 тыс. чел. участвовали в общественных работах, для более чем 29 тыс. чел. организованы временные рабочие места.
Стабилизация экономических процессов, а также реализация эффективной политики занятости привели к уменьшению числа обращений граждан в органы службы занятости в анализируемом периоде на 42,6%, удельный вес трудоустроенных, составлявший в 2009 году 51,7%, увеличился в 2013 году до 66,7%.
Численность официально зарегистрированных безработных снизилась с 4,9 тыс. чел. (на конец 2009 года) до 1,7 тыс. чел. (на 01.01.2014). При этом уровень официально зарегистрированной безработицы снизился с 1,8% в 2009 году до 0,7% к концу 2013 года.
Несмотря на принимаемые меры, на рынке труда города Курска продолжают сохраняться следующие проблемы вследствие:
- низкого качества вакансий, заявляемых работодателями;
- низкого уровня оплаты труда предлагаемых вакансий;
- несоответствия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.