ОТЧЕТ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА КРАЕВОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПО БЮДЖЕТУ, НАЛОГОВОЙ И КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2000 ГОД
Комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике образован в соответствии с постановлениями Алтайского краевого Совета народных депутатов от 6 апреля 2000 года N 109 "О структуре Алтайского краевого Совета народных депутатов" и N 116 "Об утверждении состава постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике".
В состав комитета входит 16 депутатов, половина из них впервые избраны в представительный орган края.
Организует, направляет и контролирует работу комитета на протяжении уже второго созыва - Рыжак Н.В.
Свою деятельность комитет строит на основе планов правотворческой и контрольной деятельности в тесном взаимодействии с другими комитетами краевого Совета народных депутатов, Счетной палатой Алтайского края, комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике, управлением Министерства по налогам и сборам по Алтайскому краю, органами местного самоуправления. Налоговыми и финансовыми институтами, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, используя при этом различные формы: заседания комитета, рабочие совещания, депутатские слушания, научно-практические конференции, участие в работе сессий (заседаний) представительных органов местного самоуправления и другие формы.
Депутаты комитета принимают участие в работе совета администрации края, межведомственных комиссиях, экспертных советах, коллегиях Счетной палаты Алтайского края.
За отчетный период было проведено 11 заседаний, рассмотрено 142 вопроса.
Главным направлением в деятельности комитета было совершенствование бюджетных отношений при составлении, принятии, утверждении краевого бюджета и территориальных внебюджетных фондов, налоговой системы Алтайского края, усиление контроля за исполнением краевого бюджета и бюджетов территориальных внебюджетных фондов, а также решение вопросов эффективного использования государственных средств.
Поэтому приоритетное место занимали нормативные правовые акты, направленные на рассмотрение исполнения краевого и консолидированного бюджетов, формирование и исполнение территориальных внебюджетных фондов, совершенствование регионального налогового законодательства, усиление контроля со стороны депутатов в области кредитных отношений.
Сложность работы депутатов комитета в 2000 году была обусловлена рядом негативных факторов: потребные расходы консолидированного бюджета обеспечивались наполовину доходами, зависимостью бюджетной системы края от финансовой помощи из федерального бюджета, значительной величиной краевого государственного долга, задолженностью бюджета по детским пособиями и заработной плате и другими факторами.
При активном участии членов комитета совместно с администрацией края было подготовлено и внесено на рассмотрение краевого Совета народных депутатов 52 документа, в том числе 21 закон.
Одной из основных тем нормативных правовых актов, предложенных комитетом, является совершенствование бюджетной политики в Алтайском крае.
Работа комитета в этом направлении строилась в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом Алтайского края "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае", а также другими правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края.
Основным вопросом, который рассматривался депутатами в сентябре - декабре 2000 года был проект закона "О краевом бюджете на 2001 год".
Представленный в ноябре администрацией края вариант бездефицитного бюджета содержал значительные сокращения ассигнований на АПК, социальную сферу, здравоохранение.
Для доработки этого важного для края документа была создана рабочая группа. При обсуждении проекта закона между первым и вторым чтением нашли поддержку предложения депутатов по увеличению доходной части за счет увеличения доли от переработки сельскохозяйственной продукции.
Как решение этой проблемы было предложено кредитование закупа сельскохозяйственной продукции у населения в объемах не ниже 50 млн. рублей.
В целом рабочей группой рассмотрено около 200 поправок, замечаний и предложений, поступивших от депутатов, глав муниципальных образований, руководителей коммерческих и некоммерческих структур, большая часть из которых нашла решение в законе о бюджете.
Принятие закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2000 год" до начала финансового года способствовало организации нормальной работы всей бюджетной системы Алтайского края.
Комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике в целях контроля за использованием бюджетных средств в течение отчетного периода на своих заседаниях регулярно заслушивал оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность администрации края об исполнении краевого и консолидированного бюджетов.
При этом неоднократно рекомендовалось в адрес администрации края активизировать работу по сбору налоговых и неналоговых платежей.
Результатом совместной и целенаправленной работы над бюджетом явилось его исполнение по доходам и расходам.
Анализ отчетов об их исполнении показывает, что депутатам комитета необходимо решить ряд задач в области бюджетной политики.
Прежде всего, это совершенствование межбюджетных отношений. Взаимоотношения краевого бюджета с бюджетами муниципальных образований основываются на принципах разграничения расходных и доходных полномочий между двумя уровнями бюджетной системы, нормативах распределения средств из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований городам и районам края.
Вся работа в этой области проводилась в соответствии с Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах и Положением о взаимоотношениях краевого бюджета с бюджетами городов и районов края в 2000 году и на период до 2003 года.
Указанное Положение позволило законодательно закрепить на длительную перспективу расходные, доходные полномочия и долю в краевом Фонде финансовой поддержки за муниципальными образованиями. Принятие данных нормативов явилось важным шагом вперед в совершенствовании взаимоотношений бюджетов двух уровней бюджетной системы.
Серьезному обсуждению подвергались проекты постановлений о предоставлении администрации края права на использование средств краевого бюджета для обеспечения договоров поручительства с Министерством финансов Российской Федерации, коммерческими банками и другими кредитными учреждениями.