Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА" НА 2002 - 2005 ГОДЫ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (с изменениями на: 31.12.2003)


 Обоснование проблемы и необходимости ее решения программными методами


Программа разработана в целях реализации системы мер по решению приоритетных задач обеспечения здоровья матери и ребенка.

Неблагоприятные демографические процессы в крае имеют прямое отношение к работе педиатрической службы. Они оказывают влияние на объемы и структуры деятельности охраны материнства и детства, определяют ближайшие и отдаленные перспективы планирования материально-технических и кадровых ресурсов медицинской помощи детям.

Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне понижения качества здоровья беременных. Из числа женщин, закончивших беременность, более половины страдали анемией, каждая четвертая - болезнями системы кровообращения, каждая пятая - болезнями почек. Ухудшение состояния здоровья беременных сопровождается снижением числа нормальных родов (2000 г. - 12%). Практически не снижаются показатели недонашиваемости и самопроизвольных абортов, около 6% детей рождается с малым весом. Заметно ухудшается качество здоровья новорожденных. На 1000 новорожденных заболеваемость составляет 954,3. Это почти в 3 раза выше, чем по стране в целом. Среди заболеваний новорожденных растут значимые для их выживания виды патологии: врожденные пороки развития, заболевания, обусловленные незрелостью органов дыхания.

При продолжающемся падении рождаемости сокращается численность детского населения, которое за 5 лет сократилось в крае на 97 тыс., а удельный вес детей в общей численности населения упал к 2000 г. до 18,0% (в России в 1997 г. - 20,4%).

Отсюда становится очевидным, что каждая сохраненная жизнь ребенка является важнейшей государственной и медицинской задачей.

Для снижения младенческой смертности проводится определенная работа. В крае, в регионе с обширной территорией с низкой плотностью населения, большая часть которого проживает в сельской местности, вне доступности современной врачебной помощи, в деятельность ЛПУ внесены необходимые корректировки с учетом обеспечения доступности врачебной помощи для детей и беременных. Создана система оказания помощи беременным и детям с учетом ее многоуровневого и многоэтапного характера и отдаленности сельских районов с разработанной технологией помощи, стандартов объема помощи, критериев качества, информационного обеспечения для каждого уровня и этапа.

С целью обеспечения рождения живого и здорового ребенка, приближения квалифицированной и специализированной помощи сельским жителям функционирует структура специализированных служб:

- краевые специализированные центры (АККДБ, КПЦ);

- межрайонные специализированные отделения и приемы (с центрами реанимации для новорожденных, обеспечивающих как оказание специализированной помощи новорожденным, родившимся в данном учреждении, так и круглосуточную консультативно-диагностическую помощь новорожденным на закрепленной территории, включая выездную);

- выездные специализированные бригады краевых центров.

Такой подход в решении проблемы высокой перинатальности и младенческой заболеваемости и смертности позволил за 5 лет снизить перинатальную смертность на 34%, а младенческую на 15%.

После достижения определенного уровня и структуры причин младенческой смертности, когда ведущими из них являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии развития, дальнейшее снижение младенческой смертности является чрезвычайно сложной задачей, так как для предотвращения смерти детей требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких дорогостоящих технологий, дальнейшее оснащение учреждений родовспоможения и детства соответствующей аппаратурой (Приложение 1, 2).

Ожидаемые результаты: снижение перинатальной и младенческой смертности на 10 - 15%, заболеваемости у детей и выхода на инвалидность с детства на 5 - 10%.