Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2009 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА


2. Инвестиционная политика


В 2008 - 2011 годах инвестиционная активность в экономике будет оставаться на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по первому (инерционному) варианту в 2011 году возрастет в 1,5 раза к уровню 2008 года и может составить около 133,0 млрд. рублей; по второму варианту - в 1,7 раза, 143 млрд. рублей.

По прогнозу в 2011 году более 66% общего объема инвестиций будет распределяться по 4 основным видам экономической деятельности: транспорт и связь, сельское хозяйство; обрабатывающие производства и жилищное строительство.

В инновационном варианте прогноза более высокие темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с первым вариантом будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в энергетику, транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, жилищное строительство, образование и здравоохранение. Предполагается, что в указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться как из государственных источников, так и за счет частных средств.

В среднесрочной перспективе планируется реализация ряда крупных инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края.

В сфере туризма и развлечений в рамках проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" будут построены 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая, а также молодежная гостиница и коттеджи. На строительство объектов внешней инфраструктуры ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" за счет средств бюджетов всех уровней будет направлено за 2009 - 2011 годы около 5,1 млрд. рублей. В рамках проекта по созданию игорной зоны "Сибирская монета" предполагается создание 5 игорно-развлекательных комплексов с общим объемом финансирования более 30 млрд. руб. В течение 2009 - 2011 годов будет осуществляться также строительство объектов инфраструктуры (транспортной, коммунальной, энергетической, а также газоснабжения и связи), общей для обеих зон. На эти цели планируется направить около 14 млрд. рублей в виде инвестиций. Данные средства предполагается привлечь как из государственных, так и из внебюджетных источников финансирования.

В сельском хозяйстве планируется завершить строительство птицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн мяса птицы в год общей стоимостью 3,6 млрд. рублей в год, а также начать реализацию проекта развития семеноводческой отрасли в Алтайском крае стоимостью 3,2 млрд. рублей и строительство крупных свинокомплексов. Особое значение для Алтайского края в среднесрочной перспективе имеет проект создания особой аграрной зоны "Алтайское Приобье", реализация которого, при условии принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, позволит уже в 2009 году удвоить общий объем инвестиций в крае.

Среди обрабатывающих производств реализация наиболее крупных инвестиционных проектов предполагается в машиностроительном комплексе края, в производстве пищевой продукции, в стройиндустрии и фармацевтической промышленности.

В машиностроении - это, в первую очередь, создание мощностей и организация производства гусеничного многофункционального трактора А-600 в г. Рубцовске стоимостью 2,1 млрд. рублей и проект модернизации ОАО "Алтайвагон", который предполагает как развитие Рубцовского филиала, производящего крупное литье, так и развитие головного предприятия, создание на его базе сибирского испытательного центра вагоностроения (ИЦ "Сибирь"); общая стоимость проекта свыше 8,7 млрд. рублей.

В производстве пищевой продукции планируется реконструкция Ребрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокой комплексной переработке пшеницы, стоимостью 6,4 млрд. рублей; создание агропромышленного холдинга "Марьино поле" (4,04 млрд. рублей).

В рамках создания биофармацевтического кластера с центром в наукограде Бийске планируется создание новых производств и предприятий с объемом производимой продукции более 8,0 млрд. руб. Инвестиции могут составить примерно 2,2 млрд. рублей.

В стройиндустрии предполагается строительство двух крупных предприятий: нового цементного завода в Локтевском районе мощностью 1 млн. тонн цемента в год стоимостью 7,0 млрд. рублей и завода по производству высококачественных древесно-стружечных плит мощностью 70 тыс. куб. м и стоимостью 0,34 млрд. рублей в рамках реализации проекта по утилизации отходов лесопиления и нетоварной древесины от рубок ухода за лесом. Кроме того, планируется строительство автоматизированного бетонного завода в г. Новоалтайске.

Крупные проекты будут реализованы в добывающем секторе экономики края. В среднесрочной перспективе планируется создание первой очереди горно-рудного кластера в Алтайском крае на базе Корбалихинского, Рубцовского и Зареченского рудников с последующим освоением Степного, Таловского, Белорецкого и Инского месторождений с общим объемом инвестиций более 30 млрд. рублей. Предполагается реализация проекта по созданию КЭС мощностью 600 МВт и увеличению объема добычи угля на Солтонском месторождении до 2000 тыс. тонн в год общей стоимостью 29,6 млрд. рублей.

Развитие транспортной инфраструктуры будет осуществляться в соответствии с Программой развития автомобильных дорог Алтайского края до 2010 года, являющейся составной частью федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", а также в рамках необходимого финансирования для решения задачи транспортного обеспечения особых экономических зон.

Планируется строительство обходов г. Бийска, г. Барнаула, г. Рубцовска на автомобильных дорогах М-52 "Чуйский тракт", ввод 30 - 40 км автомобильных дорог с твердым покрытием, ремонт дорожной сети, мостов, аэропортов.

В прогнозируемом периоде за счет средств ОАО "РЖД" планируется завершить строительство железнодорожного моста через р. Обь у города Камня-на-Оби, реконструировать ряд объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе Бийский железнодорожный вокзал, приобрести новый подвижной состав. На авиационном транспорте - осуществить реконструкцию аэропортового комплекса в г. Бийске; капитально отремонтировать взлетно-посадочную полосу аэропорта Барнаул и начать строительство аэровокзала в г. Барнауле за счет средств федерального бюджета с целью приведения в соответствие с требованиями федеральных авиационных правил и улучшения сервисного обслуживания пассажиров.

Прогнозируемое с учетом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" увеличение расходов населения на приобретение жилья также обеспечит рост объемов инвестиций, осуществляемых за счет средств, полученных от долевого участия в строительстве жилья и газификации домовладений. Всего за 2009 - 2011 годы планируется ввести в строй 2,75 - 2,98 млн. кв. м жилья.

В структуре инвестиций постепенно будет снижаться доля собственных средств предприятий и увеличиваться объем привлеченных средств с использованием как традиционного банковского кредитования, так и средств государственных институтов развития. Финансирование инвестиций в основной капитал за счет банковских средств увеличится с 11,8% в 2007 году до 16% в 2011 году.

Несмотря на рост инвестиций из федерального бюджета в создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны, продолжение реализации на территории края федеральных целевых программ, доля бюджетных инвестиций в их общем объеме снизится с 12,2% в 2007 году до 10% к 2011 году.

Вместе с тем бюджетные ассигнования на образование возрастут к 2011 году почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом, что связано с модернизацией и развитием единой образовательной информационной среды. Инвестиции в здравоохранение за три года возрастут в 1,9 раза. Крупным инвестиционным проектом данного сектора является начало строительства в 2008 году Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования. В результате роста бюджетных ассигнований на образование и здравоохранение их суммарная доля в общем объеме инвестиций возрастет с 10,6% в 2008 году до 12,1% в 2011 году.

Основной акцент региональной инвестиционной политики в текущем и 2009 - 2011 годах будет сделан на реализацию комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности края, стимулированию инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, использованию моделей частно-государственного партнерства, "институтов развития", предлагаемых Правительством Российской Федерации.

В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг техники и оборудования для отраслей реального сектора экономики; субсидирование части банковской процентной ставки, в том числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и налога на прибыль.

В 2009 году планируется разработка краевой целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Алтайского края", реализация которой в последующие годы будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения в край инвестиций.