Возможными источниками финансирования развития топливно-энергетического комплекса края являются бюджеты разных уровней, энерго- и топливоснабжающие организации и потребители топливно-энергетических ресурсов.
Одним из основных источников финансирования крупных энергетических проектов в Алтайском крае является Инвестиционный фонд Российской Федерации.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 17.02.2012 N 79)
Бюджетные ассигнования Фонда могут предоставляться в форме:
бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства, подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, в том числе подготовки конкурсной документации, а также финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;
предоставления бюджету субъектов Алтайского края Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджета Алтайского края, или на предоставление соответствующих субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;
предоставления субсидий на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности Алтайского края, предполагаемые к реализации в рамках концессионных соглашений, или предоставления соответствующих субсидий из краевого бюджета на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства муниципальной собственности, предполагаемые к реализации в рамках концессионных соглашений;
направления бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении;
предоставления государственных гарантий Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств в части возврата основного долга по заимствованиям коммерческих организаций, осуществляемым в форме привлекаемого кредита кредитных организаций;
направления в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах Российской Федерации.
Финансовое участие федерального бюджета в развитии топливно-энергетического комплекса края может также осуществляться посредством федеральных целевых программ.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации механизмами участия краевого бюджета в финансировании энергетических проектов могут быть:
прямое финансирование энергетических проектов в бюджетной сфере;
финансирование энергетических проектов через краевые целевые программы;
выделение бюджетных кредитов и оказание финансовой помощи местным бюджетам на реализацию энергетических проектов в муниципальных образованиях;
выделение бюджетных кредитов инвесторам, а также производителям и потребителям ТЭР в крае на реализацию энергетических проектов;
компенсация части процентной ставки по кредитам, используемым инвесторами на реализацию проектов;
лизинг оборудования для ЖКХ, субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования по лизингу;
предоставление субсидий физическим и юридическим лицам на реализацию энергетических проектов;
содействие энергетическим предприятиям в развитии внешнеэкономических и межрегиональных торговых связей.
К основным механизмам участия муниципальных бюджетов в финансировании энергетических проектов относятся:
прямое финансирование муниципальных энергетических проектов;
финансирование энергетических проектов через муниципальные целевые программы и софинансирование объектов через краевые целевые программы;
выделение бюджетных кредитов инвесторам, а также производителям и потребителям топливно-энергетических ресурсов в муниципальном образовании на реализацию энергетических проектов;
компенсация части банковской процентной ставки по кредитам, используемым инвесторами на реализацию проектов;
предоставление физическим и юридическим лицам субсидий на реализацию проектов.
Одним из эффективных механизмов привлечения средств в развитие ТЭК Алтайского края может рассматриваться лизинговая деятельность при поддержке краевого бюджета, которая успешно развивается в сфере ЖКХ края.
Учитывая ограниченность средств краевого бюджета, которые могли бы быть использованы для финансирования мероприятий в рамках развития ТЭК края, необходимо делать упор на создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и использования средств краевого бюджета для финансирования оплаты заемных средств, привлекаемых частными инвесторами.