Недействующий

ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 17.02.2012)

13.3. Структура, организация и функционирование системы мониторинга


Вся работа по проведению мониторинга, обслуживанию системы мониторинга должна выполняться координационным Советом по реализации Стратегии, в котором для этого необходимо создать специальное подразделение мониторинга, являющееся оператором системы мониторинга Стратегии.

Описанные выше объекты мониторинга и наблюдаемые (отражаемые) сведения представляют собой содержательную основу БД системы мониторинга. Наряду с БД эта система включает подсистемы: А. Сбора (получение) сведений; Б. Верификация, оценка, анализ первичных данных и их ввод в БД; В. Хранение и защита информации, поддержка в актуальном состоянии БД; Г. Обобщение, углубленный анализ данных и подготовка документов; Д. Обеспечение других видов информационно-справочного обслуживания организаций, специалистов, руководителей разного уровня; Е. Информационная поддержка работ по разработке и реализации конкретных инвестиционных, инновационных проектов и НИОКР в рамках Стратегии, а также по корректировке Стратегии и разработке новых (в т.ч. пролонгированных) ее версий; Ж. Обмен данными (документами) с другими мониторинговыми системами.

Подсистема А "Сбор сведений". Источниками сведений, подлежащих наблюдению, являются: а) различные организации, работающие в сфере ТЭК; б) органы государственной статистики; в) результаты аудитов, обследований, в том числе выполняемых специально в рамках мониторинга Стратегии.

К первой из этих групп относятся:

энергетические организации (компании, предприятия) всех секторов ТЭК Алтайского края разных организационно-правовых форм, а также неэнергетические организации, имеющие в своем распоряжении энергетические объекты (котельные, ТЭЦ и др.) или сооружающие их;

предприятия (организации) - потребители энергоресурсов;

региональные подразделения Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору и других федеральных надзорных служб;

проектные, изыскательские, научно-исследовательские организации энергетического профиля или организации, выполняющие работы по реализации различных энергетических программ;

Администрация Алтайского края, ее структурные подразделения, другие региональные службы;

администрации районов, городов, других поселений, их отдельные подразделения;

региональные, городские, районные, межрайонные, межрегиональные агентства, центры, фонды энергосбережения, а также экологические, инновационные и другие организации.

Органы государственной статистики собирают, обобщают, преобразуют определенную часть первичной информации от других источников (в том числе перечисленных выше) в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения. Затем они должны передавать часть этих сведений, которая соответствует рассмотренным выше объектам системы мониторинга Стратегии, оператору системы.

Оператор также организует получение материалов различных аудитов и их исследований и непосредственно проводит дополнительные исследования, необходимые для сопровождения Стратегии.

Координационному Совету после его создания нужно тщательно проработать и составить регламент сбора (получения) сведений от рассмотренных источников информации, предварительно согласовав его с соответствующими организациями.

Подсистема Б "Верификация и оценка". Верификация касается только количественных сведений - разного рода показателей. Она включает проверку данных на соответствие их оценкам рассматриваемого показателя в других источниках, на соответствие складывающейся тенденции (тренду), на непротиворечивость с другими элементами системы. Далее верификация предполагает, что при серьезных сомнениях в достоверности полученных данных выполняется диагностика ошибок (действительных или предполагаемых) и либо их устранение, либо обоснование отклонения оценки показателя от ожидаемой. (Подобная же верификация выполняется в подсистеме "Г" применительно к обобщенным показателям и данным в документах системы мониторинга). Предварительный анализ первичных данных и других сведений выполняется оператором системы мониторинга, при необходимости - с привлечением специалистов. В рамках такого анализа во многом выполняется и верификация данных, вводимых в БД.

Подсистема В "Поддержка БД". Защита данных от несанкционированного доступа и от порчи (искажения) хранящейся информации выполняется по известным технологиям, рассмотрение которых в данной работе нецелесообразно. Поддержка БД в рабочем состоянии заключается в своевременном обновлении показателей и текстов документов, пополнении новыми данными, полученными, как правило, по итогам очередного года, и новыми документами - по мере их поступления. При этом имеющиеся сведения также сохраняются, пополняя, во-первых, динамические ряды данных, во-вторых, историю реализации Стратегии и историю энергетики края в целом.

Подсистема Г "Анализ". Обобщение поступивших и накопленных сведений выполняется в основном оператором системы мониторинга. Углубленный анализ ситуации и хода выполнения Стратегии, а также подготовка документов, в том числе ежегодного доклада о ходе реализации Стратегии, выполняются координационным Советом.

Подсистема Д "Информационно-справочное обслуживание". Подсистема осуществляет обслуживание организаций, их подразделений и отдельных руководителей и специалистов, причастных к разработке, корректировке, финансированию и реализации Стратегии, а также других региональных энергетических программ, программ социально-экономического развития Алтайского края, подобных межрегиональных и федеральных программ. Предусматривается обслуживание в диалоговом режиме справок, режиме консультаций, в форме выдачи справок, а также в форме подготовки специальных докладов или обзоров (по инициативе оператора СМ). Порядок обслуживания определяется соответствующим регламентом, подлежащим разработке.

Подсистема Е "Информационная поддержка". Подсистема обеспечивает: выдачу в автоматическом или полуавтоматическом режиме количественных показателей для выполнения расчетов по разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, а также по выполнению исследований в рамках Стратегии; по разработке (корректировке) Стратегии; получение, хранение и выдачу (в т.ч. соисполнителям) промежуточных результатов; получение, хранение и передачу выходных данных - результатов разработки проектов, НИОКР, разделов Стратегии. Порядок выполнения этих функций определяется указанным выше регламентом.

Подсистема Ж "Обмен". Предполагается обмен сведениями (количественными показателями и оценками, таблицами, документами) с системами мониторинга других программ и стратегий развития (на краевом, межрегиональном и федеральном уровнях). Указанный обмен должен выполняться на основе двухсторонних соглашений между Администрацией Алтайского края и владельцами перечисленных систем мониторинга.

Наряду с содержательной компонентой мониторинга Стратегии необходима разработка технологической компоненты мониторинга, то есть системы взаимосвязанных информационных технологий, обеспечивающих программно-аппаратную реализацию или, иначе, системно-инструментальную поддержку мониторинга.