Недействующий

ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 17.02.2012)


7. Идеология и стратегическая цель развития ТЭК края до 2020 года


Исходя из принципов системного подхода к энергетике идеология стратегического развития ТЭК Алтайского края должна, с одной стороны, опираться на основные положения общероссийских стратегических документов, определяющих долгосрочную энергетическую политику государства и приоритеты развития ТЭК страны на отдаленную перспективу, а, с другой стороны, должна учитывать основные природно-ресурсные, социально-экономические и технические особенности региона.

В Энергетической стратегии России на период до 2020 года заложены следующие целевые стратегические ориентиры: энергетическая и экологическая безопасность; энергетическая эффективность экономики и экономическая (бюджетная) эффективность энергетики. Главными механизмами реализации Энергетической стратегии России определены формирование рациональной рыночной среды, поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов и техническое регулирование энергетики.

Меры по формированию рациональной рыночной среды наиболее активно осуществляются в электроэнергетике. Успешно проводится реализация Плана мероприятий по реформированию электроэнергетической отрасли, продолжаются работы по формированию субъектов рынка, переходу к новым правилам работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии, предусматривающим их последовательную либерализацию.

В одобренном Правительством Российской Федерации проекте генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. предусмотрены следующие принципы развития энергетики: максимально возможное развитие атомных электростанций и гидроэлектростанций; рост доли выработки электрической энергии на угольных электростанциях по отношению к газовым электростанциям; строительство новых газовых электростанций преимущественно комбинированного типа для производства тепловой и электрической энергии и максимальное использование ПТУ для выработки электроэнергии на газе; создание электросетевой инфраструктуры, развивающейся опережающими темпами по сравнению с генерирующими мощностями и обеспечивающей полноценное участие энергокомпаний и потребителей на рынке электроэнергии и мощности; усиление межсистемных электрических связей, гарантирующих надежность обмена электрической энергией и мощностью между регионами России, а также для целей экспорта.

Разрабатывается и вскоре должна будет представлена на рассмотрение Правительства Российской Федерации Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года. При этом доработка Генеральной схемы развития газовой отрасли ведется с учетом программных документов смежных отраслей - угольной промышленности, электроэнергетики, железнодорожного транспорта.

Вопросы повышения энергоэффективности, а, следовательно, и доступа к новым энергосберегающим технологиям, материалам и оборудованию являются в целом для России, и в частности для Алтайского края, одними из самых важных. По данному показателю алтайская экономика имеет очень существенный запас роста.

Основополагающим региональным документом для разработки Стратегии является принятая постановлением Администрации края от 28.12.2007 N 622 Комплексная программа социально-экономического развития Алтайского края, включающая в себя Стратегию социально-экономического развития края на период до 2025 года, в которой определены приоритетные направления долгосрочного развития региона. В частности, предполагается активизировать деятельность по привлечению в Алтайский край инвестиций, направляемых на развитие транспортной инфраструктуры, модернизацию и интенсивное развитие объектов энергетики, институциональные преобразования и реализацию приоритетных национальных и региональных проектов, включая газификацию края.

Поэтому Стратегия должна быть концептуально ориентирована и в рамках стратегических сценариев развития региона. При этом следует учитывать такие региональные особенности, как начало освоения Мунайского месторождения бурых углей в Солтонском районе; реализацию программы газификации края; наличие задолженности муниципальных образований перед поставщиками по оплате поставленных топливно-энергетических ресурсов; проблему энергоснабжения дефицитных Барнаульского и Бийского энергоузлов с зонами опережающего развития (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорная зона "Сибирская монета", биофармацевтический кластер в наукограде Бийске); развитие кластера сельхозмашиностроения в городе Рубцовск; организацию производства биоэтанола и глютена в Ребрихинском районе; развитие производства минеральных удобрений и пестицидов в городе Яровое; развитие горнорудного кластера в Рубцовском, Змеиногорском районах; строительство цементного завода в Локтевском районе; энергоснабжение особой аграрной территории "Алтайское Приобье" и другие.

В целом идеология стратегического развития ТЭК Алтайского края должна исходить из реализации следующих стратегических целей:

повышение энергетической безопасности края;

повышение энергетической эффективности экономики края;

повышение бюджетной эффективности ТЭК края.

Главную стратегическую цель развития ТЭК Алтайского края можно сформулировать следующим образом:

К 2020 году топливно-энергетический комплекс Алтайского края должен стать высокоэффективным, сбалансированным инфраструктурным комплексом, способным обеспечить устойчивое развитие экономики и поступательный рост уровня жизни населения региона при безусловном соблюдении экологических норм и технологических стандартов.