Действующий

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2009 ГОДУ


Право на медицинскую помощь


В любой, даже самой сложной экономической ситуации жизнь и здоровье людей являются главными ценностями государства. Подтверждением этому является ратификация Российской Федерацией в июне 2009 года Европейской социальной хартии, что налагает дополнительные обязательства по соблюдению социальных и экономических прав граждан, среди которых важное место занимает право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Следует отметить, что в системе здравоохранения края за 2009 год произошли значительные изменения. Идет системное реформирование как первичной, так и специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Комплексный подход к медицине дал позитивный демографический результат. Показатели смертности снизились, а рождаемость выросла.

Значительные усилия Администрации края, Главного управления по здравоохранению для реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" позволили создать современную материальную базу здравоохранения, способную обеспечить высокий лечебно-диагностический уровень медицинских учреждений. За четыре года реализации проекта построено тридцать новых объектов здравоохранения. Начала работать новая краевая поликлиника на тысячу посещений в смену. Кластерный подход к организации высокотехнологичной медицинской помощи населению позволил увеличить за три последних года ее объемы в семь раз. Край вошел в Национальную онкологическую программу.

В докладах Уполномоченного прошлых лет неоднократно высказывались предложения по улучшению организации работы краевых лечебных учреждений. В прошлом году многое изменилось. На основе современных информационных технологий в крае создана и функционирует врачебно-диспетчерская служба. Ее отличительные особенности: укомплектованность специалистами высшей квалификации, наделенными достаточными оперативными полномочиями в области управления; прямое взаимодействие с соответствующими службами на районном уровне, применение возможностей современных информационных технологий, выездных форм работы. Благодаря этому жители получают направление на прием к краевым специалистам в районных поликлиниках по месту жительства, с указанием времени и места приема. Такой услугой воспользовалось около 30 тысяч человек.

Была проделана большая работа по улучшению содержания лиц, находящихся под стражей, направленных в специализированные отделения стационарной судебной психиатрической экспертизы краевой клинической психиатрической больницы.

"Росздравнадзором" здравоохранение края по совокупности качественных оценок признано одним из лучших в России.

Аппаратом Уполномоченного совместно с комитетом по делам здравоохранения администрации города Барнаула проведена проверка организации приема первичных больных в поликлиниках. По ее итогам в администрации города было проведено совещание главных врачей муниципальных учреждений здравоохранения. Отмечая произошедшие позитивные изменения, решено совершенствовать работу по дистанционной записи в лечебные учреждения, внедрять систему электронной регистратуры, что даст возможность барнаульцам получать полную оперативную информацию о возможности попасть на прием к различным специалистам в городских медицинских учреждениях.

Администрацией города по сравнению с предыдущим периодом в два раза больше было выделено средств на ремонтные работы объектов здравоохранения.

Несмотря на это, доступность медицинской помощи, оказываемой населению Барнаула, не одинакова и зависит не столько от материального обеспечения, сколько от организации работы с пациентами руководителями муниципальных учреждений здравоохранения.

К Уполномоченному поступило обращение жительницы г. Барнаула по вопросу длительного оформления (более полугода) направления на медико-социальную экспертизу ее отца в МУЗ "Городская поликлиника N 11". И только после вмешательства Уполномоченного главный врач поликлиники принес свои извинения за черствое и бездушное отношение к сложной ситуации пожилого человека и его родственников.

Оставляет желать лучшего материальное состояние некоторых отделений больниц. При повторном посещении отделения сочетанной травмы МУЗ "Городская больница N 1" установлено, что в нем мало что изменилось. Давно не ремонтировавшиеся помещения, старая изношенная мебель и инвентарь, переполненность палат, отсутствие возможности "лежачим" больным вызвать персонал. Все это нельзя объяснить только отсутствием средств. В отдельных поликлиниках по-прежнему для того, чтобы попасть на прием, больной человек должен занять очередь за 1,5 - 2 часа до начала работы медицинского учреждения, взять талон на определенное время, затем еще раз прийти на прием к врачу.

Не теряет своей актуальности декларированная возможность выбора гражданами врача, а также лечебно-профилактического учреждения. Четыре месяца на контроле Уполномоченного находилось обращение жительницы г. Барнаула, поменявшей место жительства, но не пожелавшей менять обслуживающую ее поликлинику. Должностные лица на запросы по этому обращению с поражающим упорством отвечали отказом, не желая понять нужды больного человека. В настоящее время вопрос решен положительно.

Почти три четверти лечебно-профилактических учреждений края работает на селе. Их малые мощности ограничивают возможности оказания многих видов специализированной медицинской помощи. К проблеме их укомплектованности узкими специалистами, 14% которых ежегодно выбывает из сельской медицины, добавляются трудности со своевременным повышением квалификации врачей, слабой материально-технической базой. Из-за недостатка специалистов зачастую простаивает ценнейшее ультразвуковое, эндоскопическое и рентгеновское оборудование.

К сожалению, продолжают поступать жалобы на отказ в оказании медицинской помощи, на низкий профессионализм и халатность медицинских работников, на нарушение ими медицинской этики.

Так, по жалобе жительницы из Завьяловского района на отказ в обслуживании ее вызова скорой медицинской помощью главный врач районной больницы сообщил, что вызов был сделан соседями, но так как они не смогли объяснить причину, бригада скорой помощи не выехала, экономя таким образом бензин. При этом он не считает этот факт отказом в оказании неотложной медицинской помощи. Только после обращения к прокурору района удалось убедить врача в том, что нарушено право больного человека.

Во время встреч с жителями на станции Тягун Заринского района и в поселке Тигирек Краснощековского района был вскрыт ряд проблем, связанных с реализацией права на охрану здоровья и медицинскую помощь жителями удаленных территорий края. Основная беда - недоступность узких специалистов и большие очереди в районных больницах, сложности со сдачей лабораторных анализов, прохождением флюорографии. Благодаря вмешательству в этих селах медицинское обслуживание немного улучшилось. Но, к сожалению, так происходит не везде и не всегда.

Вызывает озабоченность стремление "свернуть" либо куда-то передать так называемые "койки сестринского ухода", где в настоящее время находятся тяжелобольные люди, не имеющие возможности быть в домашнем окружении.

Особое внимание в течение года уделялось вопросу лекарственного обеспечения граждан. Если обеспечение медицинскими препаратами жителей края, имеющих право на государственную социальную помощь по программе ДЛО, складывалось в целом положительно, то обеспечение лекарствами за счет средств краевого бюджета хуже. Много рецептов находилось на отложенном спросе. Для оперативности в Главном управлении по здравоохранению и фармацевтической деятельности была организована работа "Горячей линии по обеспечению льготников лекарствами". Чтобы влиять на ситуацию на лекарственном рынке, началось восстановление сети государственных аптек.

Всего в 2009 году по вопросам здравоохранения и медицинского обслуживания поступило 48 обращений граждан.

Их анализ позволяет сделать вывод о том, что чаше всего люди жалуются на недостатки в работе органов здравоохранения, не требующие больших финансовых вложений. Решить проблему можно путем четко налаженной системы контроля качества оказания медицинских услуг.

По-прежнему не теряет своей актуальности вопрос получения гражданами бесплатной медицинской помощи. Нормативная база, регулирующая порядок оказания платных медицинских услуг, устарела. Имеющиеся рекомендации не содержат единых требований, обязательных для исполнения всеми учреждениями здравоохранения края. Это приводит к разночтениям и вольной трактовке разного рода положений со стороны не только главных врачей, но контролирующих органов.

В крае нужны "единые правила игры" для всех участников рынка платных услуг - населения, лечебных учреждений, страховых компаний. При этом разрешение на коммерческую деятельность должно даваться медицинским учреждениям, имеющим для платного приема отдельные помещения, оборудование и квалифицированные кадры.

Платный прием должен проводиться по утвержденному графику, а информация об этом быть доступной и понятной. Это позволит разделить потоки "коммерческих" больных и тех, кто получает помощь по программе государственных гарантий. Такой пример имеется. Жители края положительно оценивают изменения в работе КГУЗ "Диагностический центр Алтайского края" (Б.А.Лещенко), где желающие получают дополнительные услуги в вечерние часы либо в специально отведенный для этого выходной день.

По-прежнему необходима настойчивая работа по совершенствованию организации медицинской помощи населению. В связи с дефицитом врачебных кадров на селе нужно расширять и совершенствовать работу выездных бригад, сформированных из врачей краевых лечебных учреждений.

Необходимо обсуждение вопросов совместной работы медицинских учреждений краевого и районного уровня, т.к. в ней очень много нерационального, несогласованного. У врачей районных больниц очень много профессиональных претензий к работе своих коллег из краевых учреждений.

Органам местного самоуправления следует уделять больше внимания работе муниципальных учреждений здравоохранения. В крае работает врачебно-диспетчерская служба. Аналогичное решение вопроса нужно и в центральных районных и городских больницах. Несмотря на то, что некоторые руководители медицинских учреждений считают проблему надуманной, такие предложения высказываются жителями повсеместно. Видимо, истина в устранении недостатков, имеющих место при кажущемся благополучии.

Решение поднятых проблем не столько в недостаточности финансирования, сколько в системе организации здравоохранения и отсутствии ответственности и действенного контроля над состоянием дел, который должен охватывать краевые и муниципальные медицинские учреждения. В них не должны работать люди с черствой душой.