В обеспечении права граждан на жилище особое место занимает реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", главной задачей которого является переселение жильцов из аварийных жилых домов и капитальный ремонт жилищного фонда. Для ее решения была принята адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов". На выделенные для ремонта беспрецедентные в истории края средства в сумме более 3 миллиардов рублей отремонтировано 1580 многоквартирных домов. Реализация краевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда..." позволила переселить в новые квартиры больше 500 семей. В ближайшее время условия проживания будут улучшены жителям из 127 аварийных домов.
По вопросам реализации права на жилище поступило 240 обращений. Их увеличение в полтора раза связано с преобразованием системы управления с предоставлением и эксплуатацией жилья, самовольным строительством и затрагивали интересы, как правило, группы жителей многоквартирных домов.
Одним из базовых элементов преобразования жилищной сферы, с которым связываются большие надежды, является реорганизация системы управления. Концепция реформы строится на том, что органы местного самоуправления постепенно отходят от управления жилищным фондом, передавая свои полномочия собственникам, которые, получая возможность управлять домом непосредственно, создают некоммерческие организации (ТСЖ и специализированные потребительские кооперативы) или привлекают управляющую организацию.
Между тем детальное изучение такой системы управления в многоквартирных домах позволяет предположить, что истинная ее цель - избавление органов местного самоуправления от лишних хлопот, связанных с обслуживанием жилищного фонда.
Серьезное опасение вызывает деятельность управляющих компаний. Надлежащего контроля над ними нет. Имеются нарушения при проведении открытых конкурсов, за которые в соответствии с действующим законодательством отвечают органы местного самоуправления. Есть случаи, когда после прекращения срока действия договора уплаченные денежные средства жильцов за коммунальные услуги присваиваются.
По обращению гражданина из Рубцовска было установлено, что ему восемь лет незаконно предъявлялись счета на оплату за приватизированную квартиру. ОАО "Барнаульская горэлектросеть" за безучетное потребление электроэнергии гр. П. предъявило к оплате за якобы потребленную электроэнергию 7 тысяч рублей. При рассмотрении документов выяснилось, что заплатить следует только 1 тысячу.
В ближайшее время создание отдельной надзорной структуры за деятельностью хозяйствующих субъектов в области ЖКХ государство не планирует.
Нормализовать положение дел здесь может тщательная процедура отбора управляющих организаций, желающих заниматься обслуживанием жилищного фонда, и налаженный контроль над их деятельностью со стороны органов местного самоуправления.
В ряде муниципальных образований не спешат включать опасные для проживания жилые дома в местные программы по переселению, что, в свою очередь, делает невозможным включение их в региональную адресную программу, на основании которой выделяются средства для капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Особую озабоченность вызывают бесхозяйные жилые дома, которые, по имеющимся сведениям, имеются практически в каждом населенном пункте и должны приниматься на баланс муниципалитета.
Несколько лет администрация г. Белокурихи возражала против принятия бесхозяйного дома в муниципальную собственность. По этому поводу главе города было направлено несколько заключений, однако администрация города не захотела утруждать себя заботой о людях, проживающих в брошенном доме. По просьбе Уполномоченного и жильцов дома обстоятельства дела были рассмотрены прокурором города, который обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления. Спор решен в пользу жильцов. Администрация города вынуждена была принять здание на свой баланс, но было потеряно драгоценное время.
Конкурсным управляющим на продажу с аукциона были выставлены дома, в которых проживало несколько семей одного из сел Усть-Калманского района. Такие действия краевой прокуратурой и арбитражным судом признаны незаконными, торги до устранения нарушения действующего законодательства были приостановлены. В настоящее время ситуация продолжает оставаться на контроле.
Длительное время на рассмотрении находилась проблема жителей города Камень-на-Оби по вопросу неудовлетворительных условий проживания у строящегося железнодорожного моста через реку Обь. При прохождении железнодорожных составов было значительное превышение допустимого уровня шума в близлежащих домах. Письма в защиту прав жителей были направлены в Роспотребнадзор, администрацию города, филиал "Западно-Сибирской железной дороги" ОАО "РЖД". При вводе моста в эксплуатацию установлены безстыковые рельсы и шумозащитный экран протяженностью 2 километра, что позволило существенно снизить шумовую нагрузку на жителей.
Очень остро стоит проблема самозастроя. Строят без согласований, с нарушениями строительных норм, вместо частного дома строят многоэтажное здание или вообще нежилое помещение, нарушая право горожан на благоприятные условия проживания.
По-прежнему не до конца решенным остается вопрос обеспечения квартирами обманутых дольщиков. В период административной бесконтрольности и слабого законодательства многие граждане, вложившие свои средства в строительство многоквартирных домов, были фактически обмануты и обобраны. Значительная их часть и до настоящего времени не может реализовать свое право на жилище. Попытки решить данную проблему на уровне города оказались не эффективными. В течение года наблюдалась волна скандалов в области долевого строительства. Застройщики продолжают попадаться на уловки грамотных аферистов, так как не всегда знают о существовании государственных контрольных органов в области долевого строительства, не проверяют строительные документы, не регистрируют договоры. По предварительным подсчетам, от деятельности недобросовестных строителей пострадало более 1 тысячи человек, финансовые аферы исчисляются миллионами.
При рассмотрении обращений дольщиков ООО "Барнаулинвестстрой" выяснилось, что строительство нескольких многоэтажных домов по ул. Кутузова и Э.Алексеевой велось без разрешения на строительство, на не отведенных земельных участках. Это стало одной из причин того, что организация собирала деньги, но дома не достраивала. В результате решением жилищных вопросов сегодня занимается рабочая группа при администрации города Барнаула, которая создана по указанию Губернатора края А.Б.Карлина.
Похожая ситуация сложилась в отношении застройщиков ООО "Тамерлан", "ЖСК 173 "Ключ", "Сибстройсервис", "Стройпрогресс-плюс". Практически все их руководители привлечены к уголовной ответственности за мошенничество, но для жителей конкретных результатов пока нет.
Возникает вопрос: неужели у нас такой большой город, что комитету по архитектуре и развитию города Барнаула, комитету по строительству, соответствующим комитетам районов города не видно, что начинается новое строительство, а разрешения нет? В распоряжении государственных органов имеется серьезная мера воздействия на недобросовестных застройщиков жилья - обращение в суд с иском о приостановлении деятельности. Однако о таких фактах Уполномоченному неизвестно.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Востребованность этого права в настоящее время объективно возрастает. Учитывая, что оно коллективное, обращения по вопросам экологии, поступающие к Уполномоченному, немногочисленны. Вместе с тем ситуация, сложившаяся при обращении с отходами и потребления, в крае остается неблагополучной.
При огромном объеме их образования в городах и крупных населенных пунктах отсутствуют отвечающие современным требованиям полигоны для промышленных и бытовых отходов.
Основными способами утилизации являются складирование (захоронение) или сжигание - самые неэффективные и небезопасные. Широко распространены несанкционированные свалки, представляющие угрозу для окружающей среды и здоровья населения. Они влекут не только потерю ценных земель, проникновение токсичных веществ в почву и подземные воды, но и создают неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию в целом. Особое беспокойство вызывает загрязнение отходами производства берегов и поймы реки Оби в границах города Барнаула. Это пагубно влияет на здоровье населения и оставляет негативное впечатление при восприятии имиджа столичного города. Акции по очистке берегов реки Оби от мусора к положительному результату не привели. Жители индивидуальных жилых домов нагорной части города и садоводы по-прежнему используют прибрежные территории в качестве мест для складирования отходов.
Много споров вызвало обсуждение проекта генерального плана города Барнаула, согласно которому размещение полигона (свалки) по хранению бытовых отходов планировалось в непосредственной близости от жилья. Результаты публичных слушаний, проведенных в ряде территорий, свидетельствуют об отрицательном отношении жителей к проекту.
Причины формирования неблагоприятной ситуации в области экологии различны. Главная - безответственность должностных лиц предприятий и организаций при соблюдении экологического законодательства, пассивная позиция контрольных органов и органов местного самоуправления и низкая экологическая культура населения.
Положительному решению данного вопроса может способствовать организация системного правового просвещения в области экологической безопасности. Причем аудитория его воздействия должна быть разновозрастной.
Принципиальное реагирование гражданского общества на любые нарушения права на благоприятную окружающую среду не позволит уйти или отмахнуться от необходимости решения проблемы. В целом конституционное право на благоприятную окружающую среду может быть обеспечено только совместными усилиями государства и всего общества, в полной мере осознающими свою ответственность за решение возникающих в этой сфере проблем.
Не снижается количество обращений по вопросам соблюдения прав потребителей. Заявителями затрагиваются вопросы, касающиеся обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, угрозу которой создает бесконтрольная работа предприятий торговли и общественного питания, отсутствие достоверной информации о товаре и другие.
Федеральный закон "О защите прав потребителей" предусматривает право органов местного самоуправления рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по данным вопросам и обращаться в суды в защиту неопределенного круга лиц (статья 44). С 1993 года в крае действует постановление Администрации Алтайского края "О неотложных мерах по реализации закона РФ "О защите прав потребителей" на территории края", рекомендующее главам администраций городов и районов края образовать и обеспечить деятельность органов по защите прав потребителя.