Действующий

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2009 ГОДУ


Право на гражданство РФ и выбор места жительства


От обладания конституционным правом на гражданство напрямую зависит реализация человеком других прав. В течение 2009 года количество обращений по вопросам оформления гражданства, регистрации по месту жительства не уменьшилось.

По всем обращениям Уполномоченного в интересах граждан Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю проводились проверки и принимались необходимые меры.

Одним из проблемных вопросов остается легализация лиц, проживающих в крае длительное время. У большинства нет средств на поездки в консульства, и люди вынуждены нелегально жить в крае без работы, медицинского обслуживания, пенсий и других источников существования.

Один из обратившихся пишет: "Чтобы оформить разрешение на временное проживание, необходимо представить медицинский сертификат (один бланк сертификата стоит 727 рублей), чтобы доехать из села до городской больницы - нужно нанять машину (1000 рублей) - иначе везде не успеть, а еще нужно оплатить госпошлину. Мне и моим детям (нас четверо...) для всех этих процедур необходимо более 7000 рублей. На работу без документов не устроиться, чтобы оформить разрешение на временное проживание, нужно пройти медицинскую комиссию, чтобы ее пройти - нужны деньги, а чтобы их заработать - нужны документы. Просто тупик".

В конкретном случае этой семье была оказана помощь. А сколько еще таких семей проживает в крае без средств к существованию и в бесправном положении?

Особого внимания требует к себе проблема легализации детей мигрантов. В связи с тем, что родители вовремя об этом не позаботились, став совершеннолетними, молодые люди не могут получить ни паспорт гражданина России, ни паспорт страны исхода.

Длительное время на рассмотрении находилось обращение учительницы одной из школ Тальменского района в интересах четырех детей из семьи гр. А. При изучении сути вопроса выяснилось, что мама с детьми проживает в одном из сел района с 1996 года, активных мер по легализации не предпринимала. Учитель забила тревогу при подготовке к сдаче единого государственного экзамена старшей из дочерей, так как у нее не было паспорта. В своем сочинении, приложенном к обращению, девочка пишет: "Я не хочу, чтобы мои дети оказались в подобной ситуации. Мне хочется лучшей жизни. И я уже сегодня все делаю для этого. Одного не могу - получить документ, удостоверяющий личность. Надеюсь, что когда-нибудь чиновники поймут одну простую вещь: дети не могут быть в ответе за своих родителей. Я не хочу быть чужой среди своих".

После вмешательства Уполномоченного членам семьи оформлено разрешение на временное проживание, а затем и гражданство. В настоящее время Л. является студенткой одного из вузов края, и хочется надеяться, что из-за безразличного отношения должностных лиц района к судьбе ее семьи она не разочаровалась в людях.

Порой о содействии просят и учреждения. Так, из обращения представителя Уполномоченного в Солонешенском районе и главного врача центральной районной больницы в интересах гражданина Украины, прибывшего в район на работу, стало известно, что в октябре 2008 года из-за обморожения ему были ампутированы ступни ног. В феврале 2009 года он закончил лечение, и показаний для нахождения в стационаре не было. Находясь в больнице, без протезов и не способный передвигаться, он трижды постановлениями районного суда привлекался к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка регистрации, т.к. родственники от него отказались, и ехать было некуда.

После обращения Уполномоченного Управлением Федеральной миграционной службы было принято решение о постановке этого гражданина на миграционный учет с последующим продлением срока временного пребывания на территории России. Только после этого ему установлена вторая группа инвалидности. Сейчас он помещен в дом-интернат.

В данном случае сотрудникам Солонешенского территориального пункта УФМС нельзя было поступать формально, поскольку речь шла о человеке с ограниченными возможностями. Права любого иммигранта, независимо от его статуса на территории Российской Федерации, должны быть защищены. В то же время к иностранным гражданам, сознательно нарушающим режим пребывания в стране и не принимающим мер по восстановлению утраченных документов, должно активнее применяться принудительное возвращение в страну исхода.

Помогая гражданам защитить свои права, нередко приходится направлять соответствующие запросы с просьбой о содействии в получении сведений о приобретении тем или иным лицом гражданства другого государства в иностранные консульства и посольства, а также уполномоченным по правам человека стран СНГ, что позволяет добиться определенных результатов.

В течение года поступали обращения по поводу легализации на территории края иностранных граждан и лиц без гражданства после их освобождения из мест лишения свободы. Очевидно, что данная проблема имеет негативные последствия не только для обратившихся, но и общества в целом. Они, не сумев обустроиться, почти всегда повторно совершают преступления. Разрешить вопрос возможно лишь путем внесения изменений в законодательство. Это предложение внесено в Центр мониторинга права при Совете Федерации Федерального собрания РФ.

В 2009 году увеличилось число жалоб на отказ в регистрации по месту жительства, в том числе несовершеннолетних по месту жительства их родителей. Несмотря на то, что эти правоотношения четко регламентированы, должностные лица по-прежнему нарушают нормы законодательства.

Люди жалуются на отказ должностных лица в первичном приеме документов для регистрации и снятия с регистрационного учета в жилищных кооперативах, ТСЖ, управляющих компаниях из-за задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги. (ООО "Управляющая компания "Краевой дом моделей", ТСЖ "Уют").

Реализация права на выбор места жительства, права получения необходимых документов не может ставиться в зависимость от оплаты каких-либо услуг. Складывается впечатление, что руководители этих учреждений и паспортисты не имеют элементарного понятия о своих должностных обязанностях, правах человека, а если и имеют, то нарушают их осознанно. Усложняет ситуацию и то, что работу этих должностных лиц никто не контролирует.

Необходимо разобраться в самом понятии "регистрация". Согласно закону "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Институт уведомительной регистрации предназначен исключительно для фиксации факта временного пребывания или постоянного проживания конкретного гражданина в определенном месте. Регистрация должна стать правом, воспользоваться которым сможет любой гражданин, готовый сообщить государству о месте своего пребывания или жительства. На деле же все по-иному. Вместе с заявлением гражданину необходимо представить документ, являющийся основанием для вселения в квартиру лица, предоставившего возможность проживания, к факту регистрации жестко "привязано" право гражданина пользоваться услугами учреждений и организаций, получать пенсии и т.п. В таком случае речи об уведомлении не идет.

Управлению Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю необходимо усилить контроль над соблюдением должностными лицами жилищных кооперативов, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, иных организаций правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.