Реализация социальных прав человека, в полной мере обеспечивающих его достойную жизнь и свободное развитие, на сегодня одна из наиболее сложных проблем. Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, установленных законом.
Несмотря на то, что за прошлый год число обращений по вопросам социального обеспечения граждан несколько снизилось, их по-прежнему больше других из общего количества. Тематика достаточно разнообразна: предоставление льгот, выделение материальной помощи, установление статуса пострадавшего от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, работа домов-интернатов и другие.
Одной из наиболее уязвимых категорий граждан в обществе являются инвалиды. Задача создания достаточных условий для их полноценной жизни и деятельности - первостепенная для государства. Об этом свидетельствует подписание в 2008 году Российской Федерацией "Конвенции о правах инвалидов".
Для людей с ограниченными возможностями здоровья проблемой являются практически все стороны жизни. Это касается материальных условий существования, выполнения программ социальной реабилитации, лекарственного обеспечения и медицинского обслуживания, прохождения медицинских экспертиз для присвоения группы инвалидности (часто необоснованного) и т.п. Инфраструктура городов за редким исключением не приспособлена для жизни инвалидов, а в сельской местности о самом существовании такой проблемы знают лишь понаслышке. Требует совершенствования система обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Так, инвалид, житель г. Барнаула, обратился с просьбой помочь ему в обучении вождению автомобиля с ручным управлением, т.к. научиться этому непростому, но необходимому для таких людей делу негде. Изучение этого факта показало, что в крае действительно нет учебной организации, осуществляющей подготовку таких водителей. Учитывая, что данный вопрос специальными нормами закона не урегулирован, по обращению Уполномоченного Главалтайсоцзащитой изыскана возможность организации обучения. В настоящее время все желающие могут учиться в одной из автошкол города.
В крае работает 46 стационарных социальных учреждений, в которых около 6 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов обеспечены надлежащим уходом и жилищно-бытовыми условиями. Вместе с тем полностью удовлетворить потребности в обеспечении местами в домах-интернатах не удается. Больше 600 человек стоят в очереди для получения путевок, 2/3 из них нуждаются в размещении в психоневрологических учреждениях. Некоторые годами ожидают место в доме-интернате и, не нуждаясь в лечении, проживают в больницах, т.к. утрачены социальные связи. Для частичного решения проблемы построен еще один спальный корпус в Бобровском психоневрологическом интернате, но за счет его открытия дополнительно будут принято только 50 инвалидов.
Как бы хорошо ни был отлажен быт престарелых граждан в социальных учреждениях, проживание в семьях является более человечным и разумным. В этой связи интересен опыт Самарской области, где принят и работает закон "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов...". Возможно, при недостатке мест в учреждениях социального обслуживания он окажется полезным для края.
Обращения граждан выявили проблему обеспечения автотранспортом инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не стоявших в очереди до 01.01.2005. Так как большинство из них не могут управлять автомобилем самостоятельно, ветераны, не имевшие показаний МСЭ, не без оснований ставят вопрос социальной справедливости.
Решению данного вопроса могло бы способствовать принятие на федеральном уровне соответствующих изменений в Закон РФ "О ветеранах".
По этому поводу были направлены письма в краевое Законодательное Собрание, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также ряду депутатов Государственной думы. Согласие с позицией Уполномоченного есть, но положительного решения вопроса пока не последовало.
Некоторое снижение количества обращений о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (с 47 в предыдущем году до 37 в 2009 году), нельзя объяснить решением данной проблемы в целом.
В прошлом году приняты закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановление Администрации Алтайского края "Об утверждении краевой целевой программы "Преодоление последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на 2009 - 2010 годы". Издан приказ Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РФ о порядке выдачи пострадавшим от взрывов на полигоне удостоверений единого образца. Этими документами устанавливаются дополнительные социальные гарантии гражданам указанной категории и намечены мероприятия, направленные на преодоление последствий ядерных испытаний.
Несмотря на это, при наличии права на льготы, люди по-прежнему вынуждены обращаться в суд с требованием об обязании МЧС России выдать удостоверение. Вопрос о предоставлении мер социальной поддержки в административном порядке не решен. Но и вступившие в законную силу судебные решения, удовлетворяющие требования граждан, министерством длительное время не исполняются (на 01.01.2010 не исполнено более 3 тысяч решений).
Урегулированию вопросов "семипалатинцев" могло бы способствовать приведение нормативных актов, регулирующих данные правоотношения, в соответствие друг с другом, заключение межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о признании взаимных прав граждан на получение мер социальной поддержки. Необходимо продолжить изучение влияния последствия взрывов 1951, 1953 и двух взрывов 1956 года на здоровье граждан с целью расширения перечня населенных пунктов, чьи жители подверглись ядерным испытаниям.
О ситуации, касающейся "семипалатинской проблемы", и предложениях о возможностях ее разрешения проинформирован Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.