Согласно ст. 38 Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка прямой обязанностью государства является обеспечение ребенку того уровня жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
10 тысяч многодетных семей являются предметом особой заботы Администрации Алтайского края. Учреждена краевая награда - медаль "Родительская слава". Семьям, имеющим детей, из бюджетов всех уровней выплачивается 13 видов различных пособий и компенсаций. За 2009 год такие семьи получили адресную помощь на сумму более 150 миллионов рублей. Краевым законом определено единовременное пособие при рождении тройни в размере 150 тысяч рублей. Растет количество детских садов. На сегодня охват детей дошкольным образованием составляет более 60%.
За последние два года более четырех тысяч детей из числа социальных сирот обрели новую семью. Идет активное формирование института приемной семьи. В настоящее время их в крае создано более 500.
Успешно реализуется целевая программа "Демографическое развитие Алтайского края на 2008 - 2015 годы". Стартовал новый социальный проект - Губернаторский марафон "Поддержим детей", посвященный 60-летию Международного дня защиты детей и 20-летию Конвенции о правах ребенка, а всего в интересах семьи в крае работает около 20 социально значимых программ.
Значительно возросло внимание к укреплению материальной базы учреждений образования. В 2009 году на строительство и реконструкцию школ выделено около 435 миллионов, на проведение ремонтных работ 200 миллионов рублей. Приобретено 150 школьных медицинских кабинетов, успешно реализуется проект модернизации школьных столовых. 132 миллиона рублей было выделено на организацию питания школьников из малообеспеченных и многодетных семей.
Для организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей в летнее время были приняты меры по укреплению материальной базы оздоровительных лагерей.
Много внимания уделялось профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Особенно это касалось детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, находящихся в трудной жизненной ситуации. Принят закон Алтайского края об ограничении времени пребывания детей в вечернее и ночное время в общественных местах и на улице без сопровождения родителей. Значительно усилила свою координирующую роль краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Несмотря на то, что органами власти прилагаются большие усилия для полного и гармоничного развития личности ребенка, часто права детей остаются нереализованными. Проблема не столько в нехватке средств, сколько в недостаточном внимании к правам и законным интересам ребенка. Количество жалоб, касающихся соблюдения и защиты прав детей, увеличилось с 89 в 2008 году до 129 в 2009 году.
Конституция Российской Федерации (ст. 43) устанавливает право каждого на бесплатное получение дошкольного, основного общего и среднего образования. Принципиальное значение имеет конституционное положение - об обязательности основного общего образования. Об этом не следует забывать тем родителям, которые не обеспечивают обучение детей в школе и должностным лицам, сталкивающимся с таким, по сути дела, антиконституционным поведением родителей.
При посещении села Тигирек Краснощековского района выяснился недопустимый факт, когда два живущих в селе семнадцатилетних юноши имеют только 4 класса образования и нигде не учатся. Эта ситуация не заботила ни органы местного самоуправления, ни районный комитет по образованию, ни родителей. Так как обязанность по организации предоставления основного общего и среднего (полного) общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления, главе района было указано на принятие необходимых мер по устранению данного нарушения. Хотя и с опозданием, но меры были приняты.
К сожалению, в ряде случаев плохо работают муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В основном их деятельность ограничивается карательной административной практикой в отношении детей и их родителей. При этом функции по выявлению и устранению причин правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, социальной реабилитации, помощи в трудовом и бытовом устройстве подростков надлежащим образом не выполняются. Образовательные учреждения мало внимания уделяют выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, учреждения системы профилактики не уведомляются о плохом исполнении обязанностей родителями по воспитанию и содержанию детей.
Органами опеки и попечительства нарушаются требования семейного законодательства о своевременном выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По-прежнему остро стоит и вопрос о нарушении права на образование детей-инвалидов. Проблемы в их обучении проходят через всю систему образования от дошкольного до профессионального. Особое внимание было уделено изучению этой стороны жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате установлено, что в крае в этом направлении определенная работа проводится, однако в ней наблюдается межведомственная разобщенность.
Наиболее приемлемым способом обучения таких детей является предоставление им инклюзивного образования. Создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов - особая задача. Изучение положения дел, мнения специалистов, родителей детей-инвалидов позволило сформулировать рекомендации, касающиеся деятельности ведомств в данном направлении и изложить их в специальном докладе Уполномоченного.
Существенное влияние на состояние преступности несовершеннолетних оказывает ежегодно возрастающее число подростков, уходящих из дома и учреждений общественного воспитания. В 2009 году в розыск был объявлен 1321 ребенок. В поисках средств к существованию они либо сами совершают преступления, либо становятся жертвами преступных посягательств. За прошедший год в результате преступлений признано потерпевшими 1319 детей. В отношении 191 ребенка совершены тяжкие и особо тяжкие преступления. На дорогах края погибло 16 детей, а всего в дорожно-транспортных происшествиях их пострадало 326 человек.
Несмотря на некоторое снижение подростковой преступности в прошедшем году, криминальная обстановка среди несовершеннолетних продолжает оставаться сложной. К уголовной ответственности привлечено около 2 тысяч подростков, из которых каждый пятый несовершеннолетний ранее привлекался к уголовной ответственности, каждый восьмой в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения.
Имеют место факты нарушения прав детей должностными лицами разного уровня управления.
Из жалобы адвоката в интересах З. стало известно о нарушении прав несовершеннолетней девочки должностными лицами федеральных и краевых структур. В течение длительного времени ребенок проживала в семье своего дяди без установления опеки. Должностные лица, обязанностью которых является надзор за соблюдением прав несовершеннолетних, своевременно не приняли решение по определению правового статуса ребенка.
Следователь Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Алтайскому краю, проводя следственные мероприятия по факту совершения преступления в отношении девочки, без ведома опекуна, матери, которая не лишена родительских прав, органов опеки поместила ее в детский психоневрологический диспансер, чем нарушила закон об оказании психиатрической помощи.
Орган опеки и попечительства района задним числом оформил нужные для этого документы. В настоящее время несовершеннолетняя по путевке управления по образованию и делам молодежи направлена в учреждение общественного воспитания, где решается вопрос ее дальнейшего жизнеустройства.
В результате нарушения прав родителей и ребенка должностными лицами администрации Бийского района, краевого органа опеки и попечительства, учреждений здравоохранения судьба девочки претерпела необратимые изменения.
Длительное время Уполномоченным ведется работа по сохранению денежных вкладов и собственности детей, находящихся на государственном содержании в учреждениях общественного воспитания. Но до сих пор встречаются факты размещения детских денег в Сберегательном банке на так называемом текущем счете под минимальный процент годовых. Руководители детских учреждений не принимают мер по переводу сбережений сирот на пополняемые депозитные счета. Речь идет о значительных суммах, навсегда потерянных для конкретного ребенка. К сказанному следует добавить, что дети, находящиеся в интернатных учреждениях, зачастую не могут реализовать свое право на получение содержания от родителей, так как государственные опекуны плохо исполняют свои обязанности по контролю над поступлением денежных средств на счета детей.
Жилищным кодексом РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилья детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Несмотря на серьезные меры, принимаемые Администрацией края, продолжает оставаться проблема обеспечения их жильем после выпуска из учреждений общественного воспитания. Только в городе Барнауле на очереди для получения жилья лиц этой категории стоит 210 человек, на регистрационном учете 847. Очереди на получение жилья не уменьшаются. К тому же долги прошлых лет не позволяют масштабно и разово решить этот вопрос. Оформление документов для получения безвозмездных субсидий в отдельных муниципалитетах производится несвоевременно. Имеются факты закрепления за детьми-сиротами жилья, изначально непригодного для проживания. Довольно распространенной является практика, когда им предлагается пройти обучение в профессиональном училище во второй раз по другой специальности, поскольку при обучении в училище за ними закреплено место хотя бы в общежитии. После выхода в самостоятельную жизнь многие из них на долгие годы становятся бездомными. Количество обращений по жилищному вопросу по сравнению с предыдущим годом увеличилось с 8 до 45.
Из 450 тысяч детей, проживающих в Алтайском крае, 305 тысяч нуждаются в особой защите государства. Почти 218 тысяч семей состоит на учете в органах социальной защиты населения. Стабильным остается число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Довольно устойчивым остается в крае число случаев отказа матерей от новорожденных детей. В 2006 году зарегистрировано 142 случая, в 2007 - 104 случая, в 2008 - 152, в 2009 - 120.
Три года назад вступил в силу Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". В соответствии с ним при появлении второго или последующих детей семья получает так называемый материнский (семейный) капитал, который в 2009 году составлял около трехсот тысяч рублей. По данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, с начала прошлого года семьям, в которых появился второй или последующие дети, выдано свыше 20 тысяч государственных сертификатов на материнский капитал, что в два раза больше предыдущего года. Он может быть использован лишь на образование, жилищное обустройство и пенсионное накопление. По всей видимости, это положение основано на том, что все другие связанные с рождением ребенка первоочередные потребности, и без того удовлетворяются государством в полном объеме. Чтобы понять, что это не так, достаточно ознакомиться с любым из публикуемых в СМИ призывом собрать "всем миром" деньги на лечение больного ребенка. Очевидно, что родителям должно быть предоставлено право использовать в экстренных случаях материнский капитал и в медицинских целях, причем с момента рождения ребенка. Ведь от того, насколько успешно будут решены проблемы его здоровья в младенческом возрасте, будет зависеть вся его последующая жизнь.
Несмотря на то, что в последнее время предпринимаются реальные шаги для сохранения здоровья учеников, школа продолжает вносить свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья своих воспитанников. Культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства учащихся, включая выпускников, остаются невысокими. В школах нередко нарушаются санитарно-гигиенические условия обучения. Недостаточное место в учебном плане школы отводится двигательной активности: уроки физической культуры часто проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации, что уменьшает и без того слабую динамичность учебного процесса, мало внимания уделяется игровым видам спорта. Редкими стали в школе спортивные праздники, Дни здоровья и т.д.
В прошедшем году оставалась актуальной проблема безопасности и антитеррористической защищенности детей в образовательных учреждениях. Все еще многие школы размещаются в ветхих зданиях, малопригодных для учебы или просто опасных для жизни учащихся. В большинстве школ остаются нерешенными вопросы эксплуатации "тревожной сигнализации" и организации профессиональной охраны.
Решение вопроса безопасности возможно только путем комплексного подхода, сочетающего в себе мероприятия по противодействию терроризму, развитию общей культуры детей и обучению безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.