Государственный учет объектов историко-культурного наследия является основополагающим направлением в сфере охраны памятников. В настоящее время основной задачей, стоящей перед органами охраны объектов культурного наследия, является формирование единого государственного реестра объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - "Реестр").
Реестр является информационной основой системы государственной охраны объектов культурного наследия. Сведения, содержащиеся в нем, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ведение Реестра возложено на федеральный орган охраны объектов культурного наследия. Согласно Положению о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27.02.2009 N 37, к полномочиям субъектов Российской Федерации относится государственный учет в специальных документах объектов, представляющих собой историко-культурную ценность.
Мероприятия по подготовке документов, необходимых для формирования единого государственного реестра объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры) Алтайского края осуществляются краевым государственным учреждением культуры "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Алтайского края".
В данном направлении необходимо:
проведение мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия;
выполнение паспортизации объектов культурного наследия;
организация работы по выявлению объектов, представляющих историко-культурную ценность;
проведение мероприятий по уточнению пообъектного состава памятников и ансамблей и их инвентаризации;
внесение изменений в ранее принятые нормативные акты, утверждающие списки памятников истории и культуры Алтайского края;
осуществление разграничения объектов культурного наследия по категориям значимости - краевого и местного (муниципального) значения;
завершение работы по согласованию перечней объектов культурного наследия федерального значения, необходимых для обеспечения осуществления Алтайским краем, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации;
активизация работы по подготовке документации на особо значимые памятники Алтайского края для включения их в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
придание отдельным территориям исторических поселений статуса достопримечательного места, историко-культурного заповедника;
принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок включения объекта культурного наследия в Реестр, порядок исключения объекта культурного наследия из Реестра, порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, порядка проведения историко-культурной экспертизы;
систематизация сбора и обработки информации по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной, краевой и муниципальной собственности.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере государственной охраны объектов культурного наследия в Алтайском крае являются:
разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия городов Барнаула, Бийска, Камня-на-Оби, Змеиногорска;
принятие нормативных правовых актов Алтайского края по утверждению границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных территорий и зон охраны;
разработка Правил землепользования и застройки районов и городов Алтайского края, включающих в себя карту градостроительного зонирования, на которой указываются границы территорий объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использования территории (в частности, зоны охраны объектов культурного наследия) и градостроительные регламенты, содержащие предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства в этих зонах;
согласование с органами охраны объектов культурного наследия земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;
установление порядка отнесения земель к категории земель историко-культурного назначения краевого значения;
внесение в документы, удостоверяющие право граждан и юридических лиц на земельные участки, в пределах которых находятся земли историко-культурного назначения, ограничений при использовании данных участков;
разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
утверждение порядка установки на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;
обеспечение контроля за состоянием объектов культурного наследия с целью своевременного выявления нарушений использования и установления ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия.