Определение способа сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия должно осуществляться на основе комплексного анализа норм международного права, федерального и краевого законодательства, историко-культурной и художественной значимости объекта, существующей и перспективной градостроительной ситуации в зоне расположения объекта и его инвестиционной привлекательности. При этом главная цель - сбалансировать задачи сохранения культурного наследия и интересы инвесторов.
Решения, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления в сферах строительства и благоустройства зданий и сооружений, должны учитывать влияние историко-культурного наследия на развитие Алтайского края.
Главное направление мероприятий по сохранению и использованию памятников истории и культуры заключается в установлении градостроительных ограничений использования территорий, определяемых видами объектов культурного наследия: памятники (объекты истории, в том числе военной, архитектуры, археологии, монументального искусства), ансамбли, достопримечательные места и исторические поселения.
Для обеспечения сохранности и использования объектов культурного наследия необходимо предусмотреть:
оформление охранных обязательств по каждому памятнику, находящемуся в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан;
регистрацию муниципальной собственности на объекты культурного наследия;
норму о возможности выделения собственнику объекта культурного наследия бюджетных субсидий на финансирование расходов по сохранению объекта культурного наследия в случае, если режим хозяйственной деятельности этого объекта, установленный в целях его сохранения, не позволяет обеспечивать рентабельное использование объекта;
возможность освобождения от налогообложения организаций в отношении принадлежащих им земельных участков, относящихся к категории земель историко-культурного значения;
обязательное страхование рисков утраты и повреждения объектов культурного наследия при проведении ремонтно-строительных работ, а также в случае стихийного бедствия с условием, что страховое возмещение, выплачиваемое при наступлении страхового случая, направляется исключительно на восстановление утраченного или поврежденного объекта культурного наследия.
Основные мероприятия по сохранению памятников истории:
проведение работ по обследованию объектов Колывано-Кузнецкой укрепленной линии, горно-рудного производства (шахты, карьеры) с выполнением охранно-учетной документации;
разработка и реализация ведомственной целевой программы, направленной на обеспечение сохранности памятников периода гражданской войны на территории Алтайского края;
продолжение работ по ремонту и благоустройству памятников Великой Отечественной войны в Алтайском крае;
выявление, учет и обеспечение сохранности мемориальных памятников, связанных с деятелями науки и культуры, исторических некрополей.
Основные мероприятия по сохранению объектов археологического наследия:
разработка ведомственной целевой программы, направленной на обеспечение сохранности памятников археологии, их использование в научно-познавательных и туристических целях.
Основные мероприятия по сохранению объектов архитектурного наследия:
сокращение источников загрязнения и вибрации (отвод автотранспорта, ограничение парковок, запрет на движение транспортных средств вблизи особо ценных памятников; вывод промышленных предприятий, наносящих вред памятникам, с прилегающей территории и ее оздоровление);
эффективное использование зданий-памятников, не угрожающее их сохранности;
запрет на применение при реставрации, консервации и ремонте непригодных для этих целей и вредных материалов;
разработка и реализация оптимальной транспортной схемы в крупных населенных пунктах;
проведение инженерных мероприятий по понижению уровня грунтовых вод;
оснащение памятников истории и архитектуры современными средствами пожаротушения и автоматическими средствами пожарной безопасности;
обеспечение своевременного и качественного проведения ремонтно-реставрационных работ на памятниках.
Государственная поддержка работ по сохранению объектов культурного наследия может осуществляться прямо или косвенно. Финансирование указанных работ должно предусматриваться в бюджетах всех уровней.
Программа экономического стимулирования сохранения культурного наследия Алтайского края должна предусматривать:
рост заказов на реставрационные работы со стороны федеральных, краевых органов государственной власти, органов местного самоуправления;
поощрение проведения реставрации и реконструкции объектов культурного наследия инвесторами за счет собственных средств;