Конституцией РФ утверждается, что политика социального государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для этого осуществляется поддержка семьи, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты, система которой базируется на принципах гарантированности получения населением услуг и мер социальной поддержки, равенства граждан в их получении.
Индикатором социального благополучия жителей края являются в том числе и обращения граждан, поступающие в адрес Уполномоченного. Несмотря на то, что общее количество обращений по вопросам социальной защиты еще достаточно велико (12,5%), их число из года в год снижается.
В 2010 году граждан интересовала реализация их прав в области опеки и попечительства над недееспособными людьми, обеспечения безбарьерной среды для инвалидов, устройства лиц без определенного места жительства и другие.
Много обращений поступает от родителей, являющихся опекунами (попечителями) своих взрослых недееспособных детей по вопросу обеспечения их имущественных прав.
Гражданским кодексом РФ предусмотрена необходимость предварительного разрешения органа опеки и попечительства на расходование опекуном доходов подопечного (алименты, пенсии, пособия и иные выплаты). Такие правила распространяются и на родителей, при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом своих детей. Наличие разрешения влечет и соответствующий контроль. Предусмотрена обязанность предоставления опекуном письменного отчета с указанием даты получения сумм, причитающихся подопечному и даты произведенных за их счет затрат.
Закон предъявляет единые требования и к родителями, и к опекунам, ухаживающим за недееспособными лицами, не являющимися их родственниками. Более того, им установлена аналогичная процедура получения и отчета за средства, выделяемые государством родителям на содержание несовершеннолетних детей, утративших кормильца или являющихся инвалидами.
Как указывают заявители, такие положения закона оскорбляют чувства родителей, создают для них дополнительные неудобства.
С целью содействия изменению законодательства об опеке и попечительстве Уполномоченным велась переписка с Государственной Думой РФ. Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей был подготовлен проект закона "О внесении изменений в Семейный кодекс РФ и отдельные федеральные законодательные акты в целях уточнения порядка расходования алиментов, пенсий, пособий и иных социальных выплат". В проекте предусматривалось право опекунов расходовать на содержание подопечных денежные средства (за счет причитающихся им сумм) без предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Однако он не получил поддержки Правительства РФ. Вместе с тем, работа по обновлению законодательства об опеке и попечительстве продолжается.
В течение прошлого года органами местного самоуправления велась работа по созданию безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. С целью обеспечения доступности инфраструктуры в населенных пунктах проводится инвентаризация социально-значимых объектов. Там, где это необходимо, устанавливаются пандусы или кнопки вызова. В Барнауле организована работа социального такси, а на маршрутах NN 1, 10 работают новые автобусы, имеющие низкие пороги, специальные подъемные устройства для проезда маломобильных групп населения.
Жительница г. Барнаула Ч. обратилась в адрес Уполномоченного по вопросу несоответствия жилых зданий, построенных в шестидесятых годах прошлого века, существующим санитарным нормам и правилам. Ею поднят вопрос о трудностях, которые испытывают маломобильные граждане при передвижении. Управляющей компанией произведен ремонт в подъезде дома, где живет заявительница - удлинены поручни на лестничных маршах. Однако в целом это проблему в полном объеме не решило. Такое обращение не единичное.
Увеличилось количество обращений, по поводу предоставления инвалидам средств реабилитации. Большая их часть касалась отказа Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ оплатить стоимость смартфонов, самостоятельно приобретенных инвалидами по слуху. Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что компенсация стоимости средства реабилитации выплачивается в случае, если техническое средство не может быть предоставлено инвалиду, либо в случае, если он самостоятельно приобрел его за счет собственных средств. Заявители не были обеспечены средством реабилитации - телефонным устройством с текстовым выходом, поскольку не обращались по этому вопросу в филиалы Фонда. Они приобрели телефоны за свой счет, но в компенсации им было отказано, так как стоимость приобретенных смартфонов во много раз превышала стоимость телефонных устройств с текстовым выходом. В настоящее время вопрос о компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации является предметом судебного разбирательства. Но и до его окончания понятно, что люди с ограниченными возможностями не были своевременно информированы о том, как они могут воспользоваться своим правом на получение компенсации.
Остро стоит в крае вопрос о помещении престарелых и инвалидов в стационарные социальные учреждения и об устройстве лиц без определенного места жительства. По сравнению с прошлым годом здесь ситуация практически не изменилась. По-прежнему в Главалтайсоцзащите учтено и ожидают путевки в дома-интернаты 538 человек, из них 422 - в психоневрологические. Кроме того, в больницах края (по состоянию на октябрь 2010 года) размещены 792 койки сестринского ухода, 145 из них - в краевых психиатрических учреждениях. Там проживают граждане и инвалиды, уже не нуждающиеся в медицинской помощи, но утратившие социальные связи. При реформировании и оптимизации сети органов здравоохранения существует реальная опасность ликвидации коек сестринского ухода.
В июне 2010 года в одном из скверов города Барнаула из автомобиля медицинской помощи были высажены немощные люди С. и Ч. без определенного места жительства. С их слов, они были вывезены из больницы, местонахождение которой определить не удалось. При их обнаружении жильцами близлежащих домов была вызвана "скорая помощь", специалисты которой после осмотра оставили их в сквере. Только сотрудники милиции помогли этим людям добраться до Центра реабилитации благотворительной организации "Дом", где им был предоставлен кров и оказана помощь. Но это один, наиболее благополучный пример, где помощь люди получили от общественной организации.
Вопрос требует скорейшего разрешения, о чем Уполномоченным проинформированы руководители органов власти края.
Решение обозначенной проблемы возможно с учетом опыта регионов, использующих альтернативные способы определения устройства престарелых граждан и инвалидов. Так, в Самарской области в целях повышения качества жизни пожилых граждан и инвалидов принят и действует закон "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области", в г. Екатеринбурге создан частный дом для престарелых и инвалидов.
Вопрос о реализации прав человека лицами без определенного места жительства и утратившими социальные связи остается на контроле Уполномоченного и на этот год.