Действующий

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2010 ГОДУ


3. Вопросы реализации права на жилище


Вот уже несколько лет в обращениях к Уполномоченному на первом месте находятся обращения, связанные с нарушениями права граждан в жилищной сфере. Их количество по сравнению с прошлым годом увеличилось больше, чем в 1,5 раза и занимает первое место среди общего числа обращений (353).

В целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, проведения капитального ремонта жилищного фонда принят национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральная целевая программа "Жилище". Их дополняют региональные программы. Образован Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С начала действия этого национального проекта в крае получено и успешно освоено около 6 миллиардов рублей.

С прошлого года полномочиями по переселению жителей из аварийного фонда наделены органы местного самоуправления. Всего расселено 157 домов, подлежащих сносу (больше 3 тысяч человек).

Часть жалоб связана с нарушением законодательства в части предоставления жильцам равнозначных по площади и количеству комнат квартир.

В городе Бийске в домах, где еще проживали люди, имеющие решения судов об удовлетворении их жалоб на решения органов местного самоуправления о предоставлении соответствующего жилья, прекращалось водо- и электроснабжение, отопление. В связи с этим Уполномоченным главе администрации города указано на недопустимость нарушений прав граждан. Это имело место и в Барнауле, где по представлению Уполномоченного муниципалитету пришлось вновь подключать расселяемый дом к водоснабжению и электроснабжению, кроме того, в городе некоторым семьям были выделены недостроенные дома, в которых отсутствовало газоснабжение, необходимое для отопления и приготовления пищи.

Администрация города Барнаула почти год не принимала решения о признании не пригодным для проживания жилого дома по ул. Анатолия, находящегося в муниципальной собственности. Согласно заключению Государственной жилищной инспекции дом находится в технически неудовлетворительном состоянии. Длительная переписка с городской комиссией желаемых результатов не принесла. По этому поводу Уполномоченный был вынужден обратиться к прокурору Центрального района. Только после этого принято положительное решение.

Более четырех месяцев администрация города Новоалтайска отказывала в компенсации убытков по переносу телефона во вновь предоставленное жилье гр. Т. Не обошлось и без формальных ответов со стороны должностных лиц города. Только после обращения Уполномоченного в прокуратуру право заявительницы было восстановлено.

В адрес Уполномоченного поступило 54 обращения ветеранов Великой Отечественной войны в их интересах по жилищным вопросам. Из них 44 - по вопросу предоставления жилья, 10 - о выделении средств на ремонт жилого помещения. Внесение изменений в Федеральный закон "О ветеранах" позволило снизить социальную напряженность по обеспечению квартирами этой категории граждан.

Основания и порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан регулируется нормами Жилищного кодекса РФ и осуществляется органами местного самоуправления. Проверка условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны постановлением Губернатора края отнесена к компетенции Главалтайсоцзащиты. В течение года из их числа учтено 4039 человек, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2741 ветерану предоставлены благоустроенные квартиры и дома. Обеспечение остальных, а это 1298 жителей края, запланировано на 2011 год.

Как правило, действия органов власти и местного самоуправления соответствовали законам, однако не обошлось и без ошибок.

Основанием для восстановления права на жилище граждан К. и Б. послужило неверное применение администрациями районов норм Жилищного кодекса РФ. Их права восстановлены, но для этого одной из заявительниц пришлось прибегнуть к судебной защите.

По результатам проверок администраций городов и районов края органами прокуратуры по соблюдению прав ветеранов Великой Отечественной войны на жилище было внесено 229 представлений, 62 протеста, предъявлено 125 исковых заявлений.

В городе Барнауле не теряет своей остроты проблема обманутых дольщиков ООО "Альфа-Инвест", ТСЖ "Пионер", ООО СП "Барнаулстрой". Периодически проходят митинги с требованиями о защите их прав.

Жители краевого центра настаивают на проведении проверок по соблюдению градостроительного законодательства застройщиками, в том числе из-за невыполнения ими обязательств и обмана участников долевого строительства. Несмотря на осуществление контроля инспекцией Алтайского края по надзору в строительстве, часть вопросов остаются. Для их решения в Администрации края было проведено совещание о взаимодействии органов государственной власти в этой области, определен круг лиц, уполномоченных решать возникающие вопросы.

Для предотвращения нарушений прав дольщиков необходим региональный закон, позволяющий урегулировать взаимоотношения заказчиков и застройщиков.

Много жалоб на плохую работу управляющих организаций. По мнению жильцов, ряд из них осуществляют свою деятельность вопреки интересам владельцев квартир. Особенно это касается городов Бийска, Рубцовска и Барнаула. Живые деньги за услуги ЖКХ притягивают на этот рынок недобросовестных дельцов от бизнеса.

Управляющими организациями часто без должного обоснования инициируются внеочередные собрания жильцов по изменению тарифов на содержание и ремонт жилья. Есть случаи, когда для компенсации убытков жильцам предъявляют необоснованные счета за электрическую энергию, коммунальные услуги, а денежные средства присваиваются. Вернуть ошибочно уплаченные деньги практически невозможно, так как такие организации быстро ликвидируются или признаются банкротами. В крае только один пример, когда обвинительным приговором закончилось дело в отношении бывшего председателя правления ТСЖ "Алтай" М. о хищении и присвоении денежных средств жильцов одного из многоквартирных домов в Барнауле. Осужденному назначена условная мера наказания. Следствие по делу и его рассмотрение длилось более двух лет.

Жилищным кодексом РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Но есть случаи, когда в момент перехода управления многоквартирным домом от одной управляющей компании к другой, обе предъявляют квитанции об оплате услуг, вследствие чего из-за неинформированности одна часть жильцов дома вносит платежи за услуги новой организации, а другая - старой.

Неконтролируемый процесс управления домами приводит к большим осложнениям по взаимодействию между органами социальной защиты населения и жителями. Гражданам отказывают в выплате жилищных субсидий и предоставлении льгот.

После истечения срока договора управления новому хозяйствующему субъекту не передаются сведения паспортного учета, другая необходимая документация.

Особенно сложная обстановка в городе Барнауле. Таких "спорных" домов десятки. На рассмотрении у Уполномоченного находятся несколько коллективных обращений граждан, которые проживают в многоквартирных домах по ул. 80-й Гвардейской Дивизии, Юрина, проспекту Красноармейскому и другим адресам.

Такая ситуация стала возможной из-за ненадлежащего контроля со стороны органов местного самоуправления за деятельностью управляющих организаций, обслуживающих многоквартирные жилые дома. На рынке жилищно-коммунальных услуг отсутствуют единые стандарты и принципы обслуживания потребителей. Чтобы решить эту проблему, нужно изменить жилищное законодательство. Власть должна стать непосредственным контролером за управляющими организациями. Особенно органы местного самоуправления, так как именно туда стекаются все вопросы, и там приходится их решать. Но возможностей влиять на ситуацию у муниципалитетов нет.

Администрация города Барнаула выступила с законодательной инициативой о наделении органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению контроля над использованием и сохранностью жилищного фонда, в том числе полномочиями по проведению проверок деятельности управляющих организаций.

К сожалению, предложение оставлено без внимания.

В условиях быстро меняющегося законодательства одна из проблем - недостаток управленческого опыта и низкая квалификация руководителей управляющих организаций. К работе следует допускать организации, имеющие соответствующую базу, механизмы, кадры, которыми профессионально руководят подготовленные менеджеры. Обязательным условием участия в конкурсе управляющей организации для управления многоквартирным домом должен быть факт прохождения профессиональной подготовки ее руководителя по соответствующей учебной программе.

Кроме того, в порядке контроля представительным органам местного самоуправления целесообразно рассмотреть вопрос об исполнении постановления Правительства РФ N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору организации для управления многоквартирным домом". Разработать меры по недопущению случаев управления многоквартирным домом одновременно двумя управляющими организациями.

Для исправления ситуации комитетам и управлениям по жилищно-коммунальному хозяйству необходимо обеспечить постоянное информирование граждан о порядке деятельности управляющих компаний, их обязанностях, на основании чего можно понять, как строится их деятельность, как формируются тарифы, каково качество предоставляемых услуг. Но информация - это еще полдела. Нужно уметь ею воспользоваться. И помочь здесь должно обучение представителей жильцов, готовых заниматься такой работой.