Современные средства коммуникации играют все большую роль в общении власти и народа. Вступил в силу закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", где утверждены основные его принципы: открытость, доступность и достоверность, своевременность ее предоставления и другие.
Согласно закону органы власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, и человек, желающий иметь информацию, не обязан обосновывать необходимость ее получения. Особенно это касается вопросов, непосредственно связанных с правами и свободами человека и гражданина. Это обеспечивается через ее обнародование (опубликование) в средствах массовой информации, размещение в сети Интернет. Кроме того, органы власти обязаны размещать информацию о своей деятельности в помещениях, которые они занимают, а также распространять через библиотечные и архивные фонды.
В Кодексе об административных правонарушениях появились специальные статьи, предусматривающие ответственность чиновников за препятствование гражданам в получении сведений о работе власти.
Там, где официальные структуры ответственно подходят к исполнению обязанностей, отчитываясь о своих действиях перед общественностью, а граждане активно участвуют в процессах управления, - развивается диалог, который в итоге помогает достичь ожидаемых результатов.
Одна из главных задач власти - тесное взаимодействие должностных лиц непосредственно с населением. По состоянию этой работы можно судить о результативности руководства территорией.
Вошло в практику работы проведение дней краевого Законодательного Собрания в районах края. В ходе их подготовки и проведения большие группы жителей имели возможность получить необходимую информацию по интересующим вопросам общественной жизни района и края от депутатов Государственной Думы РФ, краевого Законодательного Собрания, председателя КЗС и руководителей комитетов. В ходе общения депутаты представительных органов районов, хозяйственный актив получают ответы на самые разные вопросы, сверяют планы социально-экономического развития территории с тенденциями в крае.
По просьбе Уполномоченного, специалисты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю провели в Третьяковском районе прием граждан и разъяснили главам администраций порядок работы с собственниками земельных долей.
За 2010 год в восьми районах края Уполномоченным проведены выездные приемы граждан по личным вопросам. Как правило, в конце работы по итогам таких мероприятий проводятся встречи с представителями общественности, корреспондентами СМИ, руководителями муниципальных органов управления, на которых подводятся итоги пребывания в районе, вносятся предложения по соблюдению прав человека и дается краткий анализ деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Кроме того, в прошедшем году в семи районах и городе Бийске Уполномоченным по правам ребенка и сотрудниками аппарата были проведены совместные с руководством Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю выездные приемы граждан.
Эти примеры показывают, что имеются огромные резервы для совершенствования взаимодействия разных уровней власти.
Используя механизм посредника между обществом и государством - Уполномоченного по правам человека - власть узнает о запросах и претензиях общества к своей работе.
Практика показывает, что многие вопросы по обращениям граждан должны решаться на местном уровне.
Для этого необходимо руководителям органов местного самоуправления лично контролировать работу с обращениями жителей, уделяя особое внимание соблюдению и защите прав граждан. Нужно повысить ответственность должностных лиц за действия (бездействие), приведшее к нарушениям прав человека, давать принципиальную оценку каждому факту волокиты, бюрократизма и нарушения законов, добиваться четкого исполнения функциональных обязанностей муниципальными служащими.
Средствам массовой информации следует широко освещать тему прав человека, полномочия и компетенцию органов и организаций, рассматривающих жалобы и обращения граждан, придавать огласке факты деятельности (бездеятельности) должностных лиц, приведших к их нарушению.
Очень многое зависит от персональной ответственности каждого должностного лица за порученный участок работы.
Согласно закону "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае", его основная функция - осуществление контроля за соблюдением на территории края прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями, должностными лицами.
В почте Уполномоченного большое количество жалоб, в которых жители заявляют о чиновничьем произволе, волоките, недоступности некоторых руководителей. Анализ и обобщение обращений должны стать основной частью работы органов местного самоуправления, т.к. именно граждане определяют и обеспечивают реализацию политики жизнеобеспечения населения и развития территории.
В течение года поступали жалобы граждан на ненадлежащее выполнение полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В некоторых муниципальных образованиях плохо выполняются функции по обеспечению населения электроснабжением. Только спустя восемь месяцев после нескольких запросов в администрации района и поселения, подключили к электроэнергии жилые дома в одном из сел Рубцовского района и в городе Белокурихе.
Часто поступают жалобы на плохое теплоснабжение в квартирах граждан, проживающих в городе Камень-на-Оби, Шелаболихе, необоснованные тарифы на коммунальные услуги и водоснабжение, по вопросу благоустройства сел и т.п.
В ходе личного приема в Локтевском районе к Уполномоченному обратилось 72 жителя района. Подавляющее число обращений касались действий либо бездействия органов местного самоуправления, принятых ими решений, которые, по мнению заявителей, привели к нарушению их конституционных прав. Много жалоб поступило на плохое содержание жилищного фонда и оказание некачественных коммунальных услуг.
Это говорит о том, что в районе и городе Горняке плохо работают с обращениями граждан. При этом половина жителей района, побывавших на приеме Уполномоченного и сотрудников аппарата, не нуждались в защите их прав. Им было достаточно лишь разъяснения способов действия по решению тех или иных вопросов жизни и быта.
По итогам приема 24 жалобы Уполномоченным поручено рассмотреть руководителям района и города, 16 - направлено для их рассмотрения в другие инстанции. Главам администрации Локтевского района С.Б.Шувалову и города Горняка Д.А.Лопареву, в соответствии с законом, направлено заключение Уполномоченного об установлении нарушений прав и свобод человека и необходимости принятия мер, связанных с их восстановлением. В соответствии с рекомендациями на сессии депутатами района рассмотрен вопрос о выполнении закона "О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края", принято соответствующее решение, направленное на безусловное соблюдение установленных сроков работы с обращениями граждан, повышение качества их рассмотрения.
Порою права граждан нарушаются должностными лицами не только по незнанию действующего законодательства, но и из-за ненадлежащего исполнения служебных обязанностей.
Руководители органов местного самоуправления иногда не хотят сообщать информацию об обстоятельствах, непосредственно затрагивающих интересы жителей города или района, что является нарушением статьи 24 Конституции РФ.
Так, в адрес Уполномоченного обратился житель Кытмановского района гражданин Б., который сообщил, что, несмотря на то, что Устав района предусматривает открытость для посещения сессий районного Совета, жители района не смогли участвовать в ее работе, т.к. сотрудники милиции препятствовали в этом. Много нареканий жителей вызвал аналогичный факт в городе Барнауле.