Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА


Инвестиционная политика


Прогноз инвестиций в 2012 - 2014 годах основан на реализации мероприятий, предусмотренных программой социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, первоочередных инвестиционных проектов, вошедших в состав Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, а также мероприятий принятой краевой программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011 - 2016 годы. Приток бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу региона обеспечит реализация 34 долгосрочных и 37 ведомственных целевых программ, участие в 20 государственных программах, а также реализация краевой адресной инвестиционной программы, включая Программу "75 x 75".

В 2012 году и до конца прогнозного периода продолжится тенденция увеличения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных вложений, и к 2014 г. она может составить 55%. Способствовать этому будет дальнейшая стабилизация и развитие деятельности предприятий реального сектора экономики, в том числе субъектов малого предпринимательства.

Среди привлеченных средств прогнозируется снижение доли бюджетных средств (в 2012 г. - 37%, в 2014 г. - 30%). При этом около 70% бюджетных инвестиций будет приходиться на средства федерального бюджета.

В частности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" продолжится софинансирование расходных обязательств края, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий сельских жителей, в том числе молодых семей и молодых специалистов, а также мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности.

Кроме того, средства федерального бюджета будут направлены на развитие транспортной системы, строительство футбольных полей, площадок с искусственным покрытием и спортивных центров, на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.

За счет средств краевого бюджета в текущем году будет завершено строительство мостового перехода через р. Катунь у с. Ая и участка автомобильной дороги "Алтайское - Ая - Нижнекаянча - "Бирюзовая Катунь".

В рамках Программы "75 x 75" планируется провести реконструкцию и капитальный ремонт 17 средних общеобразовательных школ и детских садов, 19 городских и центральных районных больниц, 6 сельских домов культуры. Будут проведены работы по расширению площадей, устройству кровли, усилению фундамента, замене полов, окон и дверей, перепланировке помещений, внутренней отделке, устройству вентиляции, пожарной сигнализации и др.

К 75-летию образования Алтайского края будут построены: 8 школ на 2580 учащихся, 4 детских сада на 755 мест, 6 лечебных учреждений (поликлиники на 1958 посещений в смену, лечебные отделения на 464 койки), Дом культуры на 822 места, 4 спортивно-оздоровительных комплекса, два спортивных центра с плавательными бассейнами, сети водоснабжения протяженностью 22,42 км, водозаборные и водопроводные сооружения, мост через реку Алей (г. Рубцовск); завершится строительство объектов инфраструктуры комплексной компактной застройки сельского поселения в Мамонтовском районе.

Ускоренными темпами в прогнозном периоде предполагается рост количества выдаваемых банковских кредитов, вследствие чего доля банковского кредитования в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства) в 2014 году может составить более 13% (факт 2010 г. - 9,3%).

Наиболее крупными секторами распределения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в общем объеме инвестиций будут сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом. Значительные инвестиционные вложения планируется направить в туристическую сферу региона.

Росту инвестиций в сельское хозяйство будет способствовать реализация мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, программ "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы и "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы, ведомственных целевых программ, а также проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья".

Проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья" имеет стратегическое значение для Алтайского края и Российской Федерации в решении вопроса стабилизации внутреннего агропродовольственного рынка и продовольственной безопасности страны. В ходе реализации проекта решаются системные задачи по переводу агропромышленного комплекса края и сопряженных секторов экономики на инновационную модель развития.

В единый мегапроект под общим названием "Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири", вошедший в перечень первоочередных проектов Сибирского федерального округа (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 5 июля 2010 года), включены 12 наиболее крупных инвестиционных проектов региона.

Семь проектов в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции и строительства транспортно-логистического терминала реализуются в рамках создаваемого агропромышленного кластера. Это проекты, реализуемые ООО "Алтаймясопром" (стоимость - 6,2 млрд. рублей), ЗАО "Алтайский Бекон" (стоимость - 4,7 млрд. рублей), ЗАО "Алтайский бройлер" (стоимость - 6,9 млрд. рублей), ООО "Западное" (стоимость - 5,4 млрд. рублей), ОАО "Пава" (стоимость - 10,5 млрд. рублей), ООО "АгроСибРаздолье" (стоимость - 2,1 млрд. рублей), ООО "НПО "Алтайский лен" (стоимость - 0,5 млрд. рублей) и ООО "МОпСТ" (стоимость - 1,5 млрд. рублей).

Два проекта по производству глюкозы, аскорбиновой кислоты и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО "НПФ "Алтайский букет" стоимостью 1,2 млрд. рублей, ООО НПК "Карбоник" стоимостью 6,4 млрд. рублей) предусмотрены в рамках биофармацевтического кластера.

В рамках туристско-рекреационного кластера реализуется проект создания и развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" (стоимость - 30,0 млрд. рублей); топливно-энергетического кластера - проект по строительству Алтайской конденсационной электрической станции мощностью 660 МВт и Мунайского угольного разреза производительностью 4 млн. тонн угля в год (стоимость - 55,2 млрд. рублей).

Ввод в эксплуатацию производственных мощностей в рамках указанных проектов предусмотрен в период с 2011 по 2015 годы.

В настоящее время 10 первоочередных проектов из 12 предложенных осуществляются на принципах и механизмах государственно-частного партнерства с привлечением кредитных ресурсов Сбербанка России, Россельхозбанка и Внешэкономбанка с применением механизма субсидирования процентной ставки за счет средств федерального и краевого бюджетов. Проекты по глубокой переработке пшеницы на реконструированном мелькомбинате (ОАО "Пава") и строительство Алтайской конденсационной электрической станции (ООО "Алтайская КЭС") претендуют на получение бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда России и краевого бюджета для софинансирования строительства объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.

В результате реализации обозначенных мероприятий, а также активизации инвестиционной деятельности со стороны субъектов малого предпринимательства, которые продемонстрировали высокие темпы роста в 2010 году (более 130%), в 2012 - 2014 годах прирост инвестиций в основной капитал по краю прогнозируется на уровне 48%. При этом общий объем инвестиций к 2014 г. может составить более 129 млрд. рублей.

Привлечение инвестиций на строительство и приобретение жилья в прогнозируемый период будет поддерживаться спросом со стороны населения. С учетом собственных средств населения, средств бюджетов всех уровней, а также за счет привлечения внебюджетных источников в целях стимулирования строительства и реализации жилищных программ, которые аккумулированы в долгосрочной целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы, к 2014 году планируемый ввод жилья составит 1 млн. кв. м.

В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг техники и оборудования; субсидирование части банковской процентной ставки, в том числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и налога на прибыль. В качестве специального оператора по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в регионе будет выступать созданное в текущем году краевое автономное учреждение "Алтайский Центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций". В регионе будет продолжена работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через государственные программы, федеральную адресную инвестиционную программу, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.

Кроме того, в крае создается региональный инвестиционный фонд, средства которого предполагается направлять на софинансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры - инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.