В прошедшем году много внимания было уделено реализации прав граждан на социальную защиту и социальное обеспечение.
Учреждениями социальной защиты населения реализуются краевые целевые программы: "Социальная поддержка малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации", "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае", "Демографическое развитие Алтайского края", пять специальных программ для детей и по ряду других направлений.
В одном из Посланий Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию указывалось на отсутствие инфраструктуры для жизни инвалидов, как об одной из проблем. Осуществление трудовой и общественно полезной деятельности инвалидов, получение образования, проведение досуга сопряжены с необходимостью передвижения, пользования транспортом и т.д. В этой связи возрастает значимость формирования доступной для них среды.
Так, в адрес Уполномоченного обратилась жительница г. Барнаула Я. Ее несовершеннолетний сын является инвалидом-колясочником, ввиду отсутствия пандуса лишен возможности преодолеть расстояние от лифта до двери в подъезд, что делает невозможным его прогулки на свежем воздухе. По просьбе Уполномоченного проблема положительно разрешена - на лестничном марше установлен пандус, по которому передвижение на инвалидной коляске теперь возможно.
Администрациями городов и районов стало уделяться больше внимания созданию для людей с ограниченными возможностями безбарьерной архитектуры, однако тема обеспечения доступной среды для инвалидов, которых в крае более 220 тысяч человек, по-прежнему актуальна. Постановлением Администрации края утверждена Концепция долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы, значительное место в ней занимают вопросы обеспечения возможности обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях, медицинской реабилитации и социальной адаптации, профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов.
Предусмотрена система мер по поддержке многодетных семей. В 2010 году Губернатором края принято постановление "Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы", согласно которому установлены меры социальной поддержки многодетных семей, включающие получение ежегодных денежных выплат к началу учебного года. Для ребенка из многодетной семьи, закончившего школу с золотой или серебряной медалью предусмотрено 10 тысяч рублей денежного поощрения, при рождении троих и более близнецов семьи получают по 3 тысячи рублей на каждого ребенка до достижения ими возраста 7 лет. Кроме того, при рождении третьего и последующих детей введен региональный материнский капитал в размере 50 тысяч рублей.
Уполномоченным неоднократно вносились в Государственную Думу РФ предложения об изменении законодательства об опеке и попечительстве в части определения категорий граждан, которые обязаны получать разрешения на расходование сумм социальных выплат (алиментов, пенсий, пособий), а также представлять отчет об использовании доходов подопечных и родных детей. В ноябре прошлого года внесены изменения в нормы соответствующего закона. Теперь опекуны и родители могут расходовать денежные средства на содержание ребенка без предварительного разрешения органов опеки и попечительства в пределах прожиточного минимума.
В крае по-прежнему в нужном объеме не решен вопрос обеспечения путевками в психоневрологические интернаты (далее - ПНИ) граждан, нуждающихся в предоставлении такой меры социальной поддержки. Очередность составляет 450 человек. Не случайно по результатам опроса причиной неудовлетворенности граждан качеством представления государственной услуги по выдаче путевок на стационарное социальное обслуживание указано длительное время между подачей заявления и моментом выдачи путевки. Эта тема являлась предметом рассмотрения секции по социальным вопросам Экспертного совета при Уполномоченном. В качестве перспективы снижения очередности указаны реорганизация некоторых ПНИ, что позволит дополнительно разместить 100 человек, строительство нового интерната на 300 мест. Эти меры позволят разрядить ситуацию и обеспечить нуждающимся людям достойные условия жизни.
Проверка работы ПНИ показала, что в каждом из них созданы надлежащие жилищно-бытовые условия проживания, обеспечивается социально-педагогическая и социокультурная реабилитация людей с инвалидностью.
Вместе с тем, установлено, что в Павловском, Егорьевском, Мамонтовском, Бобровском, Масальском ПНИ не для каждого инвалида разработаны индивидуальные программы реабилитации, а часть из них в полном объеме не исполняется. Не хватает врачей. Так, из 8 врачебных ставок, предусмотренных штатным расписанием Пещерского ПНИ, укомплектовано только 4, в Озерском из 4 - 2, Шелаболихинском из 3 - 1, Егорьевском из 4 - 1.
В крае осуществляется альтернативная деятельность по предоставлению услуг гражданам негосударственными учреждениями. В рамках программы снижения напряженности на рынке труда Центрами занятости Заринского, Тальменского, Топчихинского районов заключены договоры с безработными гражданами о выделении им денежных средств для реализации бизнес-планов на оказание услуг престарелым и инвалидам по проживанию и питанию. Начал свою работу частный "Пансионат "Семейный дом" (Центральный район г. Барнаула). Реабилитационные центры церкви "Новая жизнь" (Индустриальный район г. Барнаула), общественной организации "Дом" (Тогульский район и Центральный район г. Барнаула) принимают людей, зависимых от алкоголя и наркотиков, а также лиц без определенного места жительства.
Деятельность таких учреждений заслуживает одобрения и поддержки, но вместе с тем внимания и контроля. Нельзя не учитывать причины трагедии, произошедшей в "Доме ветеранов" с. Подъельск Республики Коми, где при пожаре погибло 23 пожилых человека. В этой связи важным представляется осуществление контроля и надзора за деятельностью таких учреждений со стороны органов местного самоуправления, социальной защиты населения и соответствующих контрольно-надзорных органов.
Уполномоченному систематически поступают жалобы от инвалидов на отказ государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и иных средств реабилитации. В 2009 году только 62,4% граждан смогли получить путевку в санаторий, в 2010 году - 45,5% и в 2011 - 47,3%. Из-за постоянно уменьшающегося объема денежных средств наблюдается устойчивая тенденция снижения количества гарантированных гражданам государственных услуг, не позволяющая инвалидам своевременно реализовать свое право на обеспечение санаторно-курортным лечением и средствами реабилитации.
Их обращения в суд с требованием выделить путевку только усугубляют ситуацию, т.к. происходит удвоение очереди, и многие граждане фактически лишаются возможности получения этой меры социальной поддержки. В этой связи Уполномоченным направлено письмо председателю Фонда социального страхования РФ, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Уполномоченному по правам человека в РФ.