Под постоянным контролем находятся вопросы соблюдения прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, положение которых полностью зависит от отношения к ним администрации учреждений исполнения наказания.
За прошлый год к Уполномоченному поступило 366 обращений от осужденных и их родственников. Большая часть из них (182) поступила из следственных изоляторов, а также из ИК-9 (57), ИК-3 (29), ИК-10 (36). Их анализ показывает, что жалуются осужденные из-за незнания действующего законодательства и отсутствия в библиотеках колоний юридической литературы. Эта тема не новая и обозначается не впервые.
Одной из главных задач, предусмотренной "Концепцией развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года", является разработка принципов воспитательной, образовательной и трудовой деятельности, направленной на привлечение к труду осужденных, и в первую очередь лиц, имеющих судебные иски. В настоящее время большее их количество не трудоустроены. Из 5170 осужденных, имеющих исполнительные листы, возмещают материальный ущерб от преступления и взысканию алиментов только 2003 человека или 38,7%.
Положительно решается проблема трудоустройства в колонии-поселении (КП-7) с. Шипуново. Так, если в 2010 году выращивался только картофель и зерновые культуры, теперь же в подсобном хозяйстве прибавилось животноводство, что позволяет обеспечить на 70 - 80% занятость осужденных.
В женской колонии ИК-6 несколько швейных цехов. Рабочими местами обеспечены все нуждающиеся.
Но такое положение - скорее исключение, чем правило. По итогам года на оплачиваемых работах в учреждениях УФСИН и иных производственных объектах трудоустроено только 26,1% осужденных. Большая часть заключенных практически лишена возможности условно-досрочного освобождения, так как не возмещен вред, причиненный преступлением, что является определяющим при принятии судом решения о досрочном освобождении.
Для решения этой проблемы необходимо внедрять новые формы привлечения осужденных к труду, в том числе используя взаимодействие органов уголовно-исполнительной системы с органами власти и местного самоуправления, а также опыт других регионов, размещение внутрисистемного заказа на предприятиях колоний. Это обеспечило бы и моральную, и материальную сторону вопроса содержания людей, совершивших преступления, не за счет общества и налогоплательщиков, а за счет собственного труда.
Одним из острых вопросов в обеспечении конституционных прав осужденных является оказание им медицинской помощи в необходимом объеме. Это особенно важно в связи с тем, что ввиду лишения свободы человек ограничен в возможности выбора врача, лечебного учреждения, медикаментов. Нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил в некоторых учреждениях УФСИН привело к увеличению заболеваемости осужденных туберкулезом на 11%. В ряде учреждений приняты меры для устранения недостатков в медицинском обеспечении, однако они еще имеются. В одной из колоний врачи иногда рекомендуют приобретать родственникам "лучшие" лекарства, объясняя это тем, что имеющиеся в распоряжении имеют недостаточный лечебный эффект. Необходимо сделать все, чтобы право осужденных на квалифицированную медицинскую помощь обеспечивалось в соответствии с законодательством.
В крае активизировалась работа по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В соответствии с планом, утвержденным постановлением Администрации края "О комплексных мерах по социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в Алтайском крае на 2010 - 2013 годы", создана краевая межведомственная комиссия. Ее деятельность направлена на координацию работы органов государственной власти и местного самоуправления, предметное решение проблемы лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Усилено взаимодействие Главалтайсоцзащиты с учреждениями УФСИН по устройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не имеющих определенного места жительства, в учреждения социального обслуживания. В системе социальной защиты населения городов Барнаула и Бийска действуют центры социальной адаптации, в которых лицам, вернувшимся из мест лишения свободы, без определенного места жительства предоставляется временное жилье, двухразовое питание, оказывается содействие в оформлении утраченных документов, трудоустройстве.