В 2011 году Президентом страны Д.А.Медведевым утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, где обозначены ее основные направления, был принят закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Для обеспечения информационной открытости органов власти утверждена ведомственная целевая программа "Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края" на 2012 - 2014 годы.
Эти документы призваны обеспечить правовое информирование и просвещение населения, необходимость которых обозначена в Концепции защиты основных прав и свобод в Алтайском крае, плане мероприятий по повышению правовой культуры населения, утвержденных Губернатором края.
Ключевым вопросом проводимой административной реформы является регламентация порядка исполнения органами власти своих функций, вовлечение в правовое просвещение жителей государственных и муниципальных служащих, устранение факторов, способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в деятельности должностных лиц, разработка и совершенствование способов информирования населения о своей деятельности, видах и формах оказания услуг гражданам по вопросам, входящим в их компетенцию.
Свободный доступ к информации - необходимое условие для защиты и осуществления прав человека. Нашло поддержку обращение Уполномоченного к руководителям СМИ шире освещать тему прав человека, полномочия и компетенцию в ней органов и организаций. Целенаправленную работу в этом направлении ведут редакции газет "Алтайская правда", "Комсомольская правда на Алтае", "Природа Алтая", "Профсоюзы Алтая", "Особая жизнь", "МК на Алтае", журнала "Алтайский вестник Роспотребнадзора" и другие издания. Соответствующую работу по увеличению таких публикаций на страницах городских и районных газет провело Управление Алтайского края по печати и информации.
Всем территориальным органам федеральных органов власти направлены письма с рекомендациями гарантировать доступ к информации о своей деятельности через ее опубликование в средствах массовой информации, размещение в сети Интернет и иным способом. Главная цель - разъяснение гражданам в доступной и понятной форме их прав и свобод, механизмов их защиты. Систематическое информирование населения края должно стать основной частью работы каждой организации, т.к. именно жители определяют и дают оценку действиям органов власти.
Большая информационная работа ведется ТФОМС и медицинскими страховыми кампаниями. Справочно-информационная служба, телефоны "горячей линии", радиопередачи позволяют оперативно реагировать на различные проблемы застрахованных граждан, решать их индивидуально, результативно, что является своеобразной профилактикой нарушений прав пациентов.
По инициативе Отделения Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю в г. Барнауле проведен День пенсионной грамотности. В нем приняли участие учащиеся и студенты более ста учреждений образования. Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Алтайскому краю утверждены мероприятия по повышению налоговой культуры населения края, проведен конкурс на лучшее освещение вопросов налогового законодательства среди муниципальных и краевых СМИ, единая неделя правовых знаний среди учащихся выпускных классов.
Несмотря на оживление работы вопрос о распространении информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по-прежнему остается актуальным. Возрастает востребованность органов власти как заказчика наиболее значимых материалов для СМИ, призванных формировать нравственное здоровье населения и источника обнародования направлений работы и конкретных действий самих органов власти. Каждый год в крае принимается много законов и нормативных правовых актов. Несмотря на публикацию их текстов, многие документы нуждаются в популярном разъяснении, доступном для понимания всех граждан. К сожалению, этим ни один орган власти края системно не занимается.
Состояние информированности жителей края могло бы быть поводом для обсуждения на сессиях представительных органов местного самоуправления разного уровня.
Для комплексного и оперативного решения вопросов граждан, исключающего обращение в разные ведомства, в Барнауле открыт первый многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Здесь заявители могут получить бесплатно документы по назначению и выплате различных пособий; осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости; получению архивных документов и пр. Открытие таких центров планируется в р.п. Благовещенка и г. Бийске, а затем и на других территориях.
Реальность сегодняшнего дня - предоставление информации в электронной форме. Этому процессу должно сопутствовать развитие Интернета, наличие доступных точек пользования. Отдельная тема - повышение компьютерной грамотности пожилых людей. Стоит задача их адаптации к более удобному формату получения информации и услуг. Такой своего рода компьютерный всеобуч необходимо расширять, максимально задействовав для этого возможности образовательных учреждений.