Действующий

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2011 ГОДУ


Реализация права на обращение


Обращения граждан - одна из форм реализации их конституционного права на участие в управлении государством, являющихся важным средством обратной связи, поскольку содержат реакцию населения на решения, принимаемые органами власти. В них отражается практически весь спектр проблем современной жизни общества, существующие нарушения прав и законных интересов граждан.

В прошлом году к Уполномоченному поступило 2440 обращений, что несколько больше чем в 2010 году (2264), все чаще они поступают по электронной почте.

На личном приеме у Уполномоченного и сотрудников аппарата побывало 916 человек, большинство из которых - жители краевого центра (619). Кроме того, около 3 тысяч человек воспользовались помощью представителей Уполномоченного.

Была продолжена практика выездных личных приемов, на которых по значительному числу просьб граждан решения принимаются на местах.

Больше других жалоб, связанных с предоставлением жилья, оказанием жилищно-коммунальных услуг, проведением ремонтных работ, переселением граждан из ветхого и аварийного жилья. Обращения по этой тематике второй год занимают лидирующее положение и составляют 14% от общего числа (347).

На второй позиции - обращения граждан о праве на социальное обеспечение и социальную защиту (298 - 12%). Это большой блок вопросов, включающий в себя пенсионное обеспечение, предоставление льгот и социальных гарантий, субсидий и т.д.

Вопреки усилению внимания к вопросам детства со 186 до 257 увеличилось число обращений о нарушении прав детей. Большая часть касается права на дошкольное образование, просьбы об обеспечении жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о помощи в вопросах усыновления, опекунства, лишения родительских прав, взыскании алиментов.

Число обращений с жалобами на правоохранительные органы увеличилось и составило 263 (11%), что на 25 больше, чем в 2010 году.

Наряду с возросшим числом заявлений и жалоб отмечается уменьшение их количества по защите трудовых прав, миграционной политике.

Большая часть обращений направлена для рассмотрения в краевые управления и ведомства, органы местного самоуправления. Более 200 жалоб относилось к компетенции частных предприятий, акционерных компаний и т.д. Эти данные отражены в таблице (приложение N 1*).

________________

* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Наибольшее количество письменных обращений (366 - 15% к общему числу) было получено от лиц, содержащихся под стражей в СИЗО, ИВС и находящихся в местах лишения свободы. В большинстве из них просьбы о пересмотре судебных актов и жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов в связи с привлечением к уголовной ответственности.

Значительное количество жалоб и заявлений поступает от пенсионеров и инвалидов - 476. Возросло количество просьб об оказании помощи от матерей-одиночек, многодетных семей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение N 2*).

________________

* Приложение 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Структура обращений показывает, что в основном их инициируют граждане из наименее защищенных слоев населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию, лица, защищающие свои права в судебном или административном порядке, но не согласные с решениями, принятыми по их жалобам, а также пострадавшие от неправомерных действий руководителей, представителей властных структур. При этом многие из них обращаются уже после того, когда прошли все этапы и уровни власти, но не смогли найти достаточных оснований для защиты своих прав.

Но в то же время налицо проблема правовой безграмотности, так как большая часть заявителей не имеет ни малейшего представления о способах защиты собственных прав и интересов.

Анализ географии свидетельствует, что наибольшее количество обращений поступило от жителей г. Барнаула - 1099 (46% обращений). На каждые 10 тысяч человек населения здесь приходится 16 обращений граждан, тогда как количество обращений в остальных муниципальных образованиях составляет не более 8 человек на 10 тысяч.

В приложении N 3* к докладу показана тематика обращений граждан в разрезе муниципальных образований.

________________

* Приложение 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Анализируя территориальный аспект поступающих обращений, Уполномоченный исходит из того, что жалобы граждан характеризуют степень соблюдения, в первую очередь, органами власти, прав человека на той или иной территории. При этом характер обращений свидетельствует о наличии проблемных точек в районе, городе, и руководителям муниципальных образований необходимо обратить на это внимание в практической деятельности.

Огромное количество обращений, не требующих дополнительного изучения, не нашло отражения в статистических данных. Это многочисленные телефонные звонки.