Инерционный сценарий характеризуется пассивным развитием подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Данное развитие опирается на использование имеющихся преимуществ (достаточно высокая обеспеченность края местным сырьем, достигнутый технологический уровень, доступность локального рынка).
Использование инвестиционных ресурсов в рамках частной инициативы участников рынка приведет к недостижению необходимого объема и оптимальной структуры инвестиций в отрасль, что в свою очередь повлечет недостаточное развитие человеческих и научных ресурсов, нарастанию технологических и инфраструктурных ограничений в отрасли.
Продвижение продуктов питания предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края на локальном и межрегиональных рынках будет характеризоваться низким уровнем активности по сравнению с федеральными и межрегиональными конкурентами - производителями продовольствия, что может привести к сокращению доли алтайских товаропроизводителей пищевых продуктов на локальном рынке и новым ограничениям на расширение рынков сбыта.
"Консервация" существующих системных проблем отрасли приведет к усилению влияния ограничений на отрасль, что неминуемо повлечет актуализацию и развитие рисков.
Развитие рисков для предприятий отрасли означает снижение объемов производства, прибыльности и, как следствие, ухудшение финансового положения, потерю традиционных рынков сбыта, утрату или ликвидацию активов, закрытие производства.
Инерционный сценарий не позволит решить стратегические задачи развития пищевой и перерабатывающей промышленности края, обеспечить переработку всего товарного сельскохозяйственного сырья, производимого в крае. Ожидаемые результаты данного сценария развития для отрасли заключаются в получении незначительных темпов прироста промышленного производства, вплоть до отрицательных значений. Темпы производства продукции в сравнении с 2010 годом при инерционном сценарии могут составить в 2016 году 110%, в 2020 году 110% - 115%, в 2025 году 115% - 120%.
Негативный социальный эффект инерционного сценария заключается в сокращении налоговых поступлений в бюджет, опережающем росте потребительских цен, сокращении количества занятых и уровня оплаты труда в отрасли.