ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2001 года N 1873-II-ОД
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ"
В целях улучшения эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом областная Дума постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Воронежской области на 2001 - 2004 годы".
2. Финансирование программы осуществлять в объемах, предусмотренных законом "Об областном бюджете на 2001 год" и на последующие годы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя областной Думы Рудакова С.И.
Председатель областной Думы
А.С.ГОЛИУСОВ
Воронеж,
Парламентский центр,
15 февраля 2001 года
N 1873-II-ОД
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ"
Наименование Программы | Неотложные меры борьбы с | |
Наименование, дата и номер | - Постановление Правительства | |
Государственный заказчик | - Главное управление | |
Основные разработчики | - Главное управление | |
Цель и задачи Программы, | - Стабилизация | |
Сроки и этапы реализации | 2001 - 2004 год | |
Перечень основных мероприятий | - Мероприятия в системе | |
Исполнители основных | - Главное управление | |
Объемы и источники | - Общий объем финансирования | |
Ожидаемые конечные результаты | - Стабилизация | |
Организация контроля за | - Контроль за реализацией |
Целевая комплексная программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Воронежской области на 2001 - 2004 годы" (далее именуемая - Программа) разработана во исполнение Постановления Правительства РФ от 11.06.1998 N 582 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы" и приказа МЗ РФ от 04.08.1998 N 233 "О мерах по реализации федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы", закона Воронежской области "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждению распространения туберкулеза в Воронежской области", принятого областной Думой 05.02.1999 и как продолжение программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Воронежской области на 1998 - 2000 годы".
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Особенности развития в России эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, оцениваются как угроза начинающейся эпидемии туберкулеза. Подъем заболеваемости туберкулезом в России начался с 1992 года, и в 1999 году показатель ее достиг 84,4 на 100 тыс. населения. В Воронежской области сохраняется также тенденция, что и в России, заболеваемость туберкулезом с 1992 года выросла в 1,9 раза и в 1999 году составила 69,2 на 100 тыс. населения.
Все основные показатели по туберкулезу в Воронежской области, как и России в целом, имеют тенденцию к увеличению: показатель заболеваемости "открытыми" формами туберкулез возрос с 1992 года в 2,2 раза, показатель распространенности бациллярного туберкулеза увеличился на 53,4%, показатель смертности возрос на 90,4% (с 6,3 в 1992 году до 12,0 в 1999 году). В последний год в области зарегистрировано 1715 впервые выявленных больных туберкулезом. Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях находится 39380 человек, больных различными формами туберкулеза, в том числе 5467 человек, больных активной формой туберкулеза. Однако не все больные туберкулезом попадают под наблюдение. Снижение профилактической работы и активного выявления больных приводит к недовыявлению 25 - 30% больных туберкулезом, что пополняет источники распространения туберкулеза среди здорового населения. Среди впервые заболевших количество лиц в возрасте 20 - 39 лет по сравнению с 1992 годом увеличилось на 44,2% от общего числа, лица работоспособного возраста (от 20 до 59 лет) составляют - 82%.
Эпидемиологическая опасность туберкулезной инфекции выражается в высокой степени первичного инфицирования детей, которое выросло до 2,2%, что в 20 раз выше, чем в развитых странах. Увеличиваются и экономические потери: из-за запущенных форм туберкулеза удельный вес умерших в первый год выявления вырос на 48,2% с 8,9% в 1992 году до 17,2% в 1999 году.
Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий, ухудшение условий жизни населения, недостаточное и низкое качество питания, атмосфера неуверенности и нервные стрессы, нарушение профилактической системы ежегодного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, детей - в пионерских лагерях; появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства; увеличение числа асоциальных лиц среди населения; ухудшение материально-технической базы противотуберкулезных диспансеров и обеспечения медикаментами, изменяющиеся свойства возбудителя туберкулеза.
Не меняется эпидемиологическая ситуация, связанная с туберкулезом, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, где уровень заболеваемости в 35 раз превышает среднеобластной показатель, в 1999 году этот показатель в области составил 2410,0 на 100 тыс. населения.
Необходима планомерная работа по снижению заболеваемости крупного рогатого скота, являющегося дополнительным источником этой инфекции и, одновременно, улучшение профилактических мер среди работников сельского хозяйства, особенно животноводческих ферм.
Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах и продуктах питания не более чем на 30%. Средняя зарплата врача-фтизиатра ТМО "Фтизиатрия" с учетом 25% надбавки за вредность составляет 1 170 руб., медсестры 720 руб.
Анализ, сложившейся ситуации по туберкулезу в Воронежской области, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: сохранение и развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью, обеспечение ЛПУ расходными материалами для проведения профилактики и активного выявления туберкулеза, мониторинга эпидемиологической ситуации по туберкулезу, обеспечение основными противотуберкулезными препаратами, обучение кадров, распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, излечение больных туберкулезом.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из федерального, областного, местных бюджетов всех уровней, внебюджетных источников.
Основными целями Программы является стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, снижение основных показателей по туберкулезу: заболеваемости с 69,2 до 50 на 100 тыс. населения, смертности с 12,0 до 8,5, заболеваемости детей с 6,0 до 4,0 на 100 тыс. населения.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, ЛПУ общей сети и центров госсанэпиднадзора в районах области занимающихся профилактикой и активным выявлением туберкулеза;
- своевременное проведение мероприятий по профилактике туберкулеза и активное выявление;
- организация ранней диагностики, диспансерного наблюдения и лечения больных туберкулезом; подготовка кадров; обучение персонала и распространения знаний по профилактике туберкулеза среди населения;
- проведение лечебно-профилактических мероприятий среди больных туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы; реализация профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний сельскохозяйственных животных.
Сроки реализации Программы 2001 - 2004 годы. Реализация будет проводиться поэтапно:
первый этап 2001 - 2002 годы - укрепление материально-технической базы и оснащение новой медицинской и аппаратурой противотуберкулезных учреждений, проведение первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;
второй этап 2003 - 2204 годы - реализация основных обязательных противотуберкулезных мероприятий по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.
Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения, в уголовно-исполнительной системе и сельском хозяйстве.
В системе здравоохранения развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы предусматривает строительство санатория "Хреновое", строительство и реконструкцию Россошанского противотуберкулезного диспансера, реконструкцию и капитальный ремонт противотуберкулезных диспансеров, дооснащение и переоснащение ЛПУ и противотуберкулезных диспансеров медицинским и общебольничным оборудованием, совершенствование системы подготовки кадров для противотуберкулезных учреждений и эпидемиологического мониторинга туберкулеза. Лечебно-профилактические мероприятия по предупреждению заболевания туберкулезом направлены на совершенствование санитарно-просветительной работы среди населения, проведение профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, среди групп повышенного риска и специфических профилактических мероприятий среди детей и подростков, улучшение качества флюорографических осмотров населения. Предусматривается разработка и внедрение новых форм организации лечебно-диагностического процесса, обеспечение лечебных учреждений противотуберкулезными препаратами.
В уголовно-исполнительной системе развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы предусматривает окончание строительства СИЗО N 1 и медчасти следственного изолятора, колонии N 6 для осужденных больных туберкулезом, реконструкцию и капитальный ремонт имеющихся противотуберкулезных учреждений, укрепление материально-технической базы и дооснащение новой медицинской техникой ЛПУ уголовно-исполнительной системы, повышение объема и качества профилактики, лечения и реабилитации больных туберкулезом.
В системе сельского хозяйства предусматривается проведение комплекса противотуберкулезных мероприятий, включающих своевременное выявление больных животных и сдачу на убой, обеззараживание молока и обрата на неблагополучных фермах, проведение дезинфекции и ремонта с учетом санитарных требований, оснащение ферм безыгольными инъекторами, дезинфицирующими средствами, оборудованием для пастеризации молока.
Программа реализуется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 2001 - 2004 годы в ценах 2001 года составят 1382,999 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования: 230,599 за счет средств федерального бюджета, 627,961 - за счет средств областного бюджета, 166,449 - за счет муниципального бюджета г. Воронежа, 70,49- за счет местных бюджетов районов области, 126,7 - за счет средств из внебюджетных источников, 160,8 млн. рублей развитие сельского хозяйства.
Капитальные вложения составят 193,3 млн. рублей, прочие текущие расходы 974,381 млн. рублей, 160,8 развитие сельского хозяйства.
Объем ассигнований в 2001 году составит 301,868 млн. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 52,948 млн. рублей, областного бюджета - 126,06 млн. рублей, муниципального бюджета г. Воронежа 42,43 млн. рублей, местных бюджетов районов области 13,93 млн. рублей, внебюджетных источников 26,3 млн. рублей, развитие сельского хозяйства 40,2 млн. рублей. Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.
Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик Программы - Главное управление здравоохранения администрации области. Основными исполнителями Программы являются Главное финансовое управление администрации области, местные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции) с участием органов исполнительной власти.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных договоров, заключаемых Главным управлением здравоохранения с исполнителями программных мероприятий. Главное управление здравоохранения администрации области обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование выделенных денежных средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует совместно с исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней ассигнования на поэтапную реализацию мероприятий Программы и ежегодно представляет ее в Главное экономическое, Главное финансовое управления администрации Воронежской области, Министерство здравоохранения РФ для отчета и формирования проектов годовых прогнозов социально-экономического развития Воронежской области, принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
Управление исполнения Программы осуществляется Главным управлением здравоохранения администрации области. Главное управление здравоохранения администрации Воронежской области, как государственный заказчик Программы совместно с Главным экономическим управлением и Главным финансовым управлением области и другими заинтересованными органами исполнительной власти осуществляют контроль за ее выполнением.
Ежегодно на заседаниях межведомственных комиссий администрации области и коллегии Главного управления здравоохранения администрации области рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективном использовании финансовых средств.
Информация о ходе реализации Программы и об использовании средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников предусматриваются в установленном порядке.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом: снизить заболеваемость до 50, смертность до 8,5, заболеваемость детей до 4,0 на 100 тыс. населения;
- сократить сроки излечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности, связанных с туберкулезом;
- снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции, среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, выявлять при профосмотрах не менее 65% впервые заболевших, повысить уровень излечиваемости впервые выявленных больных туберкулезом до 85%;
- сократить расходы на лечение за счет улучшения клинической структуры выявленного туберкулеза;
- уменьшить заболеваемость туберкулезом крупного рогатого скота и работников животноводческих ферм.
ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 - 2004 ГОД ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ (В ЦЕНАХ 2001 ГОДА)
N | Всего | в том числе по годам в | Наименование | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |||||
1 | Федеральный | 230,599 | 52,948 | 55,253 | 59,185 | 63,213 | Приложение N 2 | |
2 | Областной | 627,961 | 126,06 | 146,121 | 168,84 | 186,94 | Приложение N 3 | |
3 | Местный бюджет | 70,49 | 13,93 | 14,37 | 16,54 | 25,65 | Приложение N 4 | |
4 | Местный бюджет | 166,449 | 42,43 | 41,629 | 40,9 | 41,49 | Приложение N 5 | |
5 | Внебюджетные | 126,7 | 26,3 | 29,8 | 33,3 | 37,3 | Приложение N 6 | |
6 | Сельское | 160,8 | 40,2 | 40,2 | 40,2 | 40,2 | Приложение N 7 | |
Всего: | 1382,999 | 301,868 | 327,373 | 358,965 | 394,793 |